Дмитрий Солнцев

26.03.2001

Иерархия солнечных циклов или Великий год

Для начала небольшая статья из "Астрологического энциклопедического словаря" А. Ю. Саплина. Она поможет читателю войти в курс дела.

"ВЕЛИКИЙ ГОД, мировой год - 1. В древней и средневековой астрологии: период, спустя который все земные события начинают повторяться. Фаталистические тенденции, господствовавшие в древней астрологии, а также выяснение строгой периодичности движения планет привели к широкому распространению мнения, будто через определенный промежуток времени планеты займут те места на небе, с которых они начали свое движение в момент сотворения мира, и история начнет свой новый цикл, повторяющий предыдущие. Истоки подобных воззрений лежат в древнем Вавилоне. В Грецию эти идеи занес, скорее всего, Пифагор в VI в. до н. э. Он был убежден в непрерывной периодичности всех земных событий. О "великом" или "совершенном годе" говорят Аристотель и Платон. Причем, практически все авторы считали, что по истечении великого года жизнь на Земле прекращается или вследствие всемирного потопа, или вследствие мирового пожара (у Аристотеля всемирный потоп соответствует "зиме мирового года", а всемирный пожар - "лету мирового года", из той же энциклопедии, статьи: "всемирный потоп", "мировой пожар"). Продолжительность великого года согласно различным, в том числе и полумифическим, авторам составляет:

Автор

Продолжительность мирового года (лет)

Орфей

120 000

Антиох

1 753 005

Гераклит

18 000

Кассандр

3 600 000

Диоген Стоик

6 480 000

Беррос

2 160 000

Астрологи занимались вычислениями мирового года вплоть до XVIII в., когда открытие новых планет и открытие того факта, что движения всех планет подвержены вековым возмущениям, сделали очевидным бессмысленность подобных занятий. 2. Промежуток времени равный периоду прецессии (ок. 25850 лет), т. н. платоновский год."

Так ли беспочвенны поиски Великого года ныне, в веке XXI? Давайте посмотрим на эту проблему с учетом имеющихся у нас данных. Теперь, что мы ищем? Конечно же, идея об одномоментном сотворении мира, при котором, по некому волшебству все планеты выстраиваются вокруг Солнца и начинают свое движение на неизменных орбитах, должна быть отброшена, как ненаучная фантастика. Но, можно ли отвергать ту идею, что и лето и зима разных лет на протяжении столетий в общем повторяют друг друга? Да, именно в общем, а не в деталях. Мы знаем, что весной зацветут сады, а осенью необходимо собирать урожай, и это не удивляет нас. Но, ведь это и есть та самая периодичность в ходе которой одни и те же события повторяются весьма строго и неизменно. Таким образом, искомый Великий год - есть большой временной отрезок, по завершении которого, ряд общепланетарных явлений повторится вновь. Древние знания и данные современной науки, каждое со своей стороны позволяют еще более прояснить вопрос, определив какие именно процессы будут происходить периодически и с каким периодом. Эти данные я свел в таблицу 2, но перед ней следует сказать еще несколько слов. При определении Великого года я опирался на известный 60-летний календарь. Если представить 60 лет как один солнечный день или Великий день (мировой день), то Великий год - это: 360*60 = 21600 лет. Эта цифра не совпадает ни с одной из вышеприведенных цифр, но может быть подкреплена, с одной стороны, следующей цитатой из статьи Е. П. Блаватской "Древние доктрины подтвержденные современными предсказаниями" в сборнике "Терра инкогнита". (Пер. с англ. М.: Сфера, 1996.) ст. 189.

“...Согласно данному учению – в которое, если можно доверять Цензориону, верил и Аристотель – “Великий Год” состоит из 21000 с лишним лет (последние варьируются) или шести халдейских саросов, каждый из которых насчитывает по 3500 лет. Эти двадцать тысячелетий подразделяются на два периода: первый, состоящий из 10 500 лет, возносит нас на вершину цикла, что сопровождается малым катаклизмом, а второй приводит к ужасной всеобщей геологической катастрофе. В течении сих 21000 лет полярный и экваториальный климаты постепенно меняются местами, причем “первый медленно движется к экватору, а тропическая зона... сменяет недоступные пустыни ледовых полюсов. Смена климата неизбежно сопровождается катаклизмами, землетрясениями и прочими космическими потрясениями. По мере смещения ложа океана, в конце каждого десятитысячного периода и приблизительно одного нероса (600 лет), происходит полу-вселенский потоп, вроде легендарного Ноева потопа

А с другой стороны цифра в 21600 лет может быть подкреплена научными данными о цикличности некоторых земных процессов, которые очень хорошо укладываются в субпериоды этого Великого года. Вот эти данные.

Таблица 2. Великий год и его субпериоды.

Период

(лет)

Часть В. года

Значение

21 600

1

360*60 - Великий год. Он является циклом активности Солнца и имеет отношение ко всей Солнечной системе, а не только к Земле. Он не совпадает с циклом прецессии (25 920 лет)

10 800

1/2 г.

Цикл чередования лета и зимы мирового года, в ходе которого на Земле происходят глобальные изменения климата - полярный и экваториальный климаты меняются местами.

1 800

1/12 г.

или

1

месяц

"Солнечные излучения действуют и на водные массы земного шара, создают постоянные тёплые и холодные течения в океанах, влияющие на изменения климатических условий во многих местах суши. Вспомним о тёплом течении Гольфстрим, проникающем в воды Северного Ледовитого океана. Кроме того, и Солнце, и Луна оказывают сильное, а главное, периодическое действие на известные явления приливов и отливов.

Кроме суточных приливов и отливов, обусловленных притяжением Луны, наука отмечает периодически увеличивающиеся приливы, которые вызывают перемещения громадных водных масс с различными температурами на поверхности и в глубине океана. Эти перемещения становятся грандиозными в годы, когда Солнце и Луна находятся в таком положении в мировом пространстве, что их совместная сила притяжения сказывается на нашей планете с максимальной интенсивностью. Через каждые 8,85 года, через 18,6 года, 93 года и особенно через 1 800 лет наступают периоды наибольшего притяжения водных масс и их перемещений в мировом океане. Это ведёт к нагреванию, а местами к охлаждению и воздушных масс, находящихся над водными пространствами, и влияет на изменение климатических и погодных условий на суше.

Исторические документы, летописи, описания, сделанные в древности учёными, дают нам ценные материалы, по которым мы можем судить о больших изменениях климата Земли за минувшие тысячелетия. Даже 1800-летний период, о котором говорилось выше, был дважды прослежен в истории человечества, а именно в 360 году до нашей эры и в 1433 году.

Исторические документы говорят о том, что в XIII веке нашей эры, после длительного тепла, когда Северный Ледовитый океан до высоких арктических широт был свободен ото льда и норвежские мореплаватели свободно совершали плавания к берегам Гренландии, где были их колонии и домашний скот, наступило резкое и сильное похолодание.

В 1261 году весь остров Исландия был окружён и скован льдами на многие годы. Гренландия вновь покрылась толщами льдов. Суровые зимы стояли во всей Европе. Наука считает, что эти климатические изменения были вызваны силами притяжения Солнцем и Луной водных масс в мировом океане, перераспределением их с разными температурами (океан имеет слоистую структуру в которой нижние, глубинные, холодные и бедные кислородом слои воды практически не перемешиваются с верхними - более теплыми и обогащенными кислородом. Перераспределение водных масс приводит к большим последствиям, например, гибнет все живое, что попадает в всплывшие слои холодной и бедной кислородом воды, прим. Д. С.), а это и вызвало изменение климата Земли. Следующий период таких изменений скажется с наибольшей силой ещё не скоро: к 3233 году. Лучше прослежены более короткие периоды, в частности 93- и 8,8-летние.

Совершенно правильная, математически точная периодичность указанных изменений в повышении приливов в океанах, также как и солнечных и лунных затмений, зависит от положения Солнца, Земли и Луны в мировом пространстве.

Она подчиняется общим законам всемирного тяготения.

Однако влияние перемещений водных масс мирового океана на разные части суши не одинаково, так же как и перемещений воздушных масс, которые вызывают суховеи и пыльные бури в одних местностях и то правильные муссонные дожди, то осадки, не имеющие такой правильности, как муссонные, в других частях земного шара." Н. С. Щербиновский. Сезонные явления в природе. ОГИЗ. СЕЛЬХОЗОГИЗ.: М., 1947.

1 200

1/18 г.

или

2/3

мес.

(2 декады)

По Л. Н. Гумилеву это период жизни этноса как людской общности объединенной на основе языка, происхождения и традиций. Гумилев отмечает большую роль ландшафтов при формировании этноса. Из чего можно заключить, что через 1200 лет ландшафт в данном месте полностью изменяется. И это согласуется с данными биологии. Так на то, чтобы из поля образовалось болото может уйти не менее 300 и не более 600 лет. Как в известном примере поле - березовая роща - ельник - болото. Затем обратный процесс: болото постепенно губит ели и пересыхает превращаясь в поле за счет, например, торфяных пожаров.

600

1/3 мес. или

декада,

халдейский нерос

Цикл смены экосистемы. Леса Сибири страдают от пожаров. Чтобы на месте гари образовался новый кедрач (за счет сукцессии: трава-кустарник-березы-ели-кедры) необходимо примерно 300 - 600 лет (точных данных у меня нет, но порядок такой). Это моя догадка, а вот научные факты:

"Исследование срезов деревьев позволило установить не только наличие 11-летнего цикла (с двумя максимумами). Наиболее устойчиво, четко выделяется 22-летний цикл. Он является главным и по физической сути единым в солнечной активности. С периодом в 22 года меняются циклически направления магнитных полей солнечных активных областей. Но из срезов деревьев было четко установлено и наличие "векового" цикла. Для секвойи он равен 84 годам. Но амплитуда (размах) колебаний вековых циклов меняется от одного цикла к соседнему. Эти изменения, колебания имеют период, равный примерно 600 годам. Так проявляется в развитии растений 600-летний цикл солнечной активности. Важно понять, что циклы более длинные составляются циклами более короткими, то есть одни завязаны с другими. Так, максимумы (гребни) 600-летнего цикла накладываются на вековые колебания. От их соотношения зависит результат такого наложения. Поэтому не надо думать, что в природе идут процессы по жесткому кругу с определенным периодом. Процессы в одном цикле (любой продолжительности!) не повторяют полностью процессов в предыдущих циклах той же длительности. Но сама цикличность процессов неизменна. Она проявляется не только в изменении толщины годичных колец деревьев, но и в атмосферной циркуляции, а значит, и в осадочных отложениях в озерах и уровне воды в реках, морях и озерах и т. д." Из книги: Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун "Тайны будущего" М.: Вече, 2000.

60

1/360 г.

или

1 день.

Происходит символическое повторение многих социальных явлений. Подробнее смотри мою статью: "Исследование 60-летнего цикла на примере истории России" РАЭ №2 (21) - 2000 г.

12 (11)

1/5 дня.

Известный период солнечной активности подробно описан у А. Л. Чижевского. (Например: "Физические факторы исторического процесса". по изданию 1924 г.) Периодическое повторение эпидемий, войн, социальной и природной активности (и т. д.) связанных с усилением деятельности Солнца - циклическим усилением его излучения выражающейся в процессе пятнообразования.

5

1/12 д.

или халдейский двойной час

Промежуточные максимумы солнечной активности следуют через 5-6 лет после основного максимума. Действуют так же но слабее.

Есть еще целый ряд периодов, которые можно отнести к субпериодам упомянутого Великого года, но они еще недостаточно исследованы. Например, антропологии известен вековой цикл акселерации человека - изменение средней высоты людей. К концу века она (средняя высота людей) растет. Это явление можно отнести к упомянутому 93-летнему (или 1,5 мировых дня) периоду изменения итоговой составляющей гравитационного воздействия Солнца и Луны. Наблюдается также вековой цикл активности Солнца. Числа Вольфа оказываются существенно выше на конец каждого века. Другой пример - 22-летний цикл Солнца, связанный со спецификой пятнообразования на нем. Есть данные в пользу того, что сейсмическая активность на Земле укладывается в этот цикл.

Что же до прекращения жизни на Земле в критические периоды Великого года, то это не совсем верно. Жизнь не прекращается, но течет вяло, подобно замедленным движениям человека разморенного жарой или скованного стужей. Об этом свидетельствует следующая интереснейшая выдержка из "Тимея" Платона (привожу ее в конце статьи), в которой легенда об Атлантиде переплетается с представлениями древних о Великом годе.

В этом же отрывке мы находим: "тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей" - это не что иное как попытка обосновать причины проявления Великого года. Откуда знали об этом древние? В те времена только два пути могли привести к этому знанию. Первый - это невероятно длительные и точные наблюдения, которые действительно проводились в Древнем Египте и Вавилоне. Либо второй путь - философский, утверждавший, что раз в природе нет ничего постоянного, то и планеты совершают свой путь вокруг Земли не по стационарным орбитам. Так или иначе мы должны прийти к выводу, что приход планет на свои места и детальное повторение истории - есть чисто средневековое схоластическое заблуждение, несвойственное древнему миру.

Что дает нам знание о Великом годе? Очень многое. Например, иначе можно осмыслить мировую историю. Известно, что загадочная и могущественная крито-микенская культура погибла внезапно вследствие взрыва вулкана Этны. Последствия этой катастрофы ощущались во всех концах Земли и выражались в глобальном похолодании из-за того, что поднявшийся в воздух пепел заслонил Солнце. А не было ли это извержение одним из целой серии извержений мирового пожара? Следующая загадка - это происхождение Ариев. Известно, что они пришли с севера и двигались к экватору всюду, где могла пройти колесница - характерная деталь их военной мощи, позволявшая им без труда захватывать новые земли и доминировать на них. Пронесли они с собой и еще целый ряд характерных деталей. Это устройство общества с делением на четыре касты и культ Солнца.

Что заставляло их постоянно перемещаться, что вообще является причиной великих переселений народов? Наверняка, это периодическое изменение климатических условий на нашей планете. Следовательно, эти народы шли вслед за Солнцем или точнее вслед за изменением климата.

Следующая интересная деталь - это отслеженное движение культурного полумесяца от экватора, вновь к северным широтам за последние несколько тысяч лет (Государства древнего культурного полумесяца: Китай, Индия, Междуречье, Египет. Теперь это Япония, Россия, Европа, Америка.). С этих позиций современное "потепление климата" есть просто естественное продолжение этого процесса. В современной науке уже все чаще можно слышать мнение о том, что хозяйственная деятельность человека не могла вызвать столь существенные изменения климата. Среди ученых вообще наблюдается парадоксальное расхождение мнений. Одни уверяют, что грядет глобальное потепление, в то время как другие наоборот говорят о похолодании. Уверенно можно констатировать только следующее: климат действительно серьезно изменяется, в одних местах становится теплее в других наоборот.

Платон “Тимей”

Критий. Я расскажу то, что слышал как древнее сказание из уст человека, который сам был далеко не молод. Да, в те времена нашему деду было, по собственным его словам, около девяноста лет, а мне - самое большее десять. Мы справляли тогда как раз праздник Куреотис на Апатуриях, и по установленному обряду для нас, мальчиков, наши отцы предложили награды за чтение стихов. Читались различные творения разных поэтов, и в том числе многие мальчики исполняли стихи Солона, которые в то время были еще новинкой. И вот один из членов фратрии, то ли впрямь по убеждению, то ли думая сделать приятное Критию, заявил, что считает Солона не только мудрейшим во всех и прочих отношениях, но и в поэтическом своем творчестве благороднейшим из поэтов. А старик - помню это, как сейчас, - очень обрадовался и сказал, улыбнувшись: "Если бы, Аминандр, он занимался поэзией не урывками, но всерьез, как другие, и если бы он довел до конца сказание, привезенное им сюда из Египта, а не был вынужден забросить его из-за смут и прочих бед, которые встретили его по возвращении на родину, а я полагаю, что тогда ни Гесиод, ни Гомер, ни какой-либо иной поэт не мог бы превзойти его славой". "А что это было за сказание, Критий?" - спросил тот. "Оно касалось,- ответил наш дед,- величайшего из деяний, когда-либо совершенных нашим городом, которое заслуживало бы стать и самым известным из всех, но по причине времени и гибели совершивших это деяние рассказ о нем до нас не дошел". "Расскажи с самого начала,- попросил Аминандр,- в чем дело, при каких обстоятельствах и от кого слышал Солон то, что рассказывал как истинную правду?" "Есть в Египте,- начал наш дед, у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки, ном, именуемый Саисским; главный город этого нома - Саис, откуда, между прочим, был родом царь Амасис. Покровительница города - некая богиня, которая по-египетски зовется Нейт, а по-эллински, как утверждают местные жители, это Афина: они весьма дружественно расположены к афинянам и притязают на некое родство с последним".

Солон рассказывал, что, когда он в своих странствиях прибыл туда, его приняли с большим почетом; когда же он стал расспрашивать о древних временах самых сведущих среди жрецов, ему пришлось убедиться, что ни сам он, ни вообще кто-либо из эллинов, можно сказать, почти ничего об этих предметах не знает. Однажды, вознамерившись перевести разговор на старые предания, он попробовал рассказать им наши мифы о древнейших событиях - о Форонсе, почитаемом за первого человека, о Ниобо и о том, как Девкалион и Пирра пережили потоп; при этом он пытался вывести родословную их потомков, а также исчислить по количеству поколений сроки, истекшие с тех времен. И тогда воскликнул один из жрецов, человек весьма преклонных лет: "Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!" "Почему ты так говоришь?" - спросил Солон. "Все вы юны умом,- ответил тот,- ибо умы ваши не сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени. Причина же тому вот какая. Уже были и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом самые страшные - из-за огня и воды, а другие, менее значительные,- из-за тысяч других бедствий. Отсюда и распространенное у вас сказание о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который будто бы некогда запряг отцовскую колесницу, но не смог направить ее по отцовскому пути, а потому спалил все на Земле и сам погиб, испепеленный молнией.

Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: и в самом деле, тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара. В такие времена обитатели гор и возвышенных либо сухих мест подвержены более полному истреблению, нежели те, кто живет возле рек или моря; а потому постоянный наш благодетель Нил избавляет нас и от этой беды, разливаясь.

Когда же боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами, уцелеть могут волопасы и скотоводы в горах, между тем как обитатели ваших городов оказываются унесены потоками в море, но в нашей стране вода ни в такое время, ни в какое-либо иное не падает на поля сверху, а, напротив, по природе своей поднимается снизу. По этой причине сохраняющиеся у нас предания древнее всех, хотя и верно, что во всех землях, где тому не препятствует чрезмерный холод или жар, род человеческий неизменно существует в большем или меньшем числе. Какое бы славное или великое деяние или вообще замечательное событие ни произошло, будь то в нашем краю или в любой стране, о которой мы получаем известия, все это с древних времен запечатлевается в записях, которые мы храним в наших храмах; между тем у вас и прочих пародов всякий раз, как только успеет выработаться письменность и все прочее, что необходимо для городской жизни, вновь и вновь в урочное время с небес низвергаются потоки, словно мор, оставляя из всех вас лишь неграмотных и неученых. И вы снова начинаете все сначала, словно только что родились, ничего не зная о том, что совершалось в древние времена в нашей стране или у вас самих.

Взять хотя бы те ваши родословные, Солон, которые ты только что излагал, ведь они почти ничем не отличаются от детских сказок. Так, вы храните память только об одном потопе, а ведь их было много до этого; более того, вы даже не знаете, что прекраснейший и благороднейший род людей жил некогда в вашей стране. Ты сам и весь твой город происходите от тех немногих, кто остался из этого рода, но вы ничего о нем не ведаете, ибо их потомки на протяжении многих поколений умирали, не оставляя никаких записей и потому как бы немотствуя. Между тем, Солон, перед самым большим и разрушительным наводнением государство, ныне известное под именем Афин, было и в делах военной доблести первым, и по совершенству своих законов стояло превыше сравнения; предание приписывает ему такие деяния и установления, которые прекраснее всего, что нам известно под небом". Услышав это Солон, по собственному его признанию, был поражен и горячо упрашивал жрецов со всей обстоятельностью и по порядку рассказать об этих древних афинских гражданах.

Жрец ответил ему: "Мне не жаль, Солон; я все расскажу ради тебя и вашего государства, но прежде всего ради той богини, что получила в удел, взрастила и воспитала как ваш, так и наш город. Однако Афины она основала на целое тысячелетие раньше, восприняв о ваше семя от Геи и Гефеста, а этот наш город - позднее. Между тем древность наших городских установлений определяется по священным записям в восемь тысячелетий. Итак, девять тысяч лет назад жили эти твои сограждане, о чьих законах и о чьем величайшем подвиге мне предстоит вкратце тебе рассказать; позднее, на досуге, мы с письменами в руках выясним все обстоятельнее и по порядку. Законы твоих предков ты можешь представить себе по здешним: ты найдешь ныне в Египте множество установлений, принятых в те времена у вас, и прежде всего сословие жрецов, обособленное от всех прочих, затем сословие ремесленников, в котором каждый занимается своим ремеслом, ни во что больше не вмешиваясь, и, наконец, сословия пастухов, охотников и земледельцев; да и воинское сословие, как ты, должно быть, заметил сам, отделено от прочих, и членам его закон предписывает не заботиться ни о чем, кроме войны.

Добавь к этому, что снаряжены наши воины щитами и копьями, этот род вооружения был явлен богиней, и мы ввели его у себя первыми в Азии, как вы - первыми в ваших землях.

Что касается умственных занятий, ты и сам видишь, какую заботу о них проявил с самого начала наш закон, исследуя космос и из наук божественных выводя науки человеческие, вплоть до искусства гадания и пекущегося о здоровье искусства врачевания, а равно и всех прочих видов знания, которые стоят в связи с упомянутыми. Но весь этот порядок и строй богиня еще раньше ввела у вас, устроя ваше государство, а начала она с того, что отыскала для вашего рождения такое место, где под действием мягкого климата вы рождались бы разумнейшими на Земле людьми. Любя брани и любя мудрость, богиня избрала и первым заселила такой край, который обещал порождать мужей, более кого бы то ни было похожих на нее самое. И вот вы стали обитать там, обладая прекрасными законами, которые были тогда еще более совершенны, и превосходя всех людей во всех видах добродетели, как это и естественно для отпрысков и питомцев богов. Из великих деяний вашего государства немало таких, которые известны по нашим записям и служат предметом восхищения; однако между ними есть одно, которое превышает величием и доблестью все остальные. Ведь по свидетельству наших записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря.

Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов - на весь противолежащий материк, который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива является всего лишь заливом с узким проходом в него, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком). На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении. И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы: всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночество встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло победные трофеи.

Тех, кто еще не был порабощен, оно спасло от угрозы рабства; всех же остальных, сколько ни обитало нас по эту сторону Геракловых столпов, оно великодушно сделало свободными. Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину. После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров". Ну, вот я и пересказал тебе, Сократ, возможно короче то, что передавал со слов Солона старик Критий. Когда ты вчера говорил о твоем государстве и его гражданах, мне вспомнился этот рассказ, и я с удивлением заметил, как многие твои слова по какой-то поразительной случайности совпадают со словами Солона.


Дмитрий Солнцев solncev@narod.ru

Hosted by uCoz