Философская археология имен.

 

В этой статье мне бы хотелось погрузиться в "тьму веков" и подойти к тому времени, когда устоявшиеся ныне имена только возникали, а произносившие их люди вкладывали в них вполне конкретную и понятную им идею, выбрав из своего языка нужное слово. Это поможет ответить на несколько интересных вопросов, в том числе: "Что несет в себе наше имя?"; "Как давались имена ранее и как следует давать их сейчас?

Так как же возникли первые имена? Наверное, уже здесь надо разделить их на группы, обобщающие происхождение имени-идеи, как явления составляющего необходимый атрибут человеческой личности. Почему необходимый? Потому, что личность - это социальное явление, которое не образуется вне общества людей и имя есть некий ключ, предлагаемый социумом к своей противоположности - личности. Это дверь, в которую мы каждый раз стучимся, ожидая прикоснуться к содержащемуся за ней существу. С другой стороны социум - это группа личностей и не иначе. Только будучи взаимодополняющими противоположностями, личность и общество выступают как самоорганизующаяся система способная к развитию, то есть совершенствованию приспособлений - эволюции - специфическому движению, призванному выразить Жизнь как она есть. Значит, имя выполняет в этой системе функцию посредника, или берет на себя роль некой третьей уравновешивающей силы, эквивалентной сознанию и позволяющей выйти за рамки конфликта двойственности (внешнего и внутреннего). Это относится и к именам предметов, позволяя прикоснуться к корням языка в целом, но речь сейчас пойдет не об этом.

Исследуя имена, мы обнаруживаем целый пласт из них, который возник как отражение наиболее яркой черты человека, бросающейся в глаза широкому кругу людей. Это может быть черта характера или функция, выполняемая человеком, а также выдающийся поступок ассоциируемый с ним. Такие имена мы выделим в первую группу, которую назовем "ассоциативной". Их характерное отличие состоит в том, что они все давались в процессе социальной деятельности человека, а не при рождении. Это то, что сейчас бы назвали кличкой или прозвищем. Видимо, эти имена следует отнести к наиболее древним, что подтверждает анализ их процентного отношения к прочим группам имен в разных цивилизациях, начиная с древних - египетской и вавилонской, заканчивая греческой, римской и другими, более современными нам. Так в рамках древних цивилизаций этот процент выше.

Вот несколько примеров таких имен.

Такое имя как "рыжий" и его вариации есть, наверное, во всех языках. Эта черта сразу бросается в глаза. КСАНФИЙ, КСАНФИППА, ПИРР, РУФ, РУФИН, РУФИНА, ФУЛВИАН.

Отважный - КОНРАД - герм.
Твердый(ая), постоянный(ая) - КОНСТАНТИН, КОНСТАНЦИЯ - греч.
Согласный(ая) - КОНКОРДИЙ, КОНКОРДИЯ - римск.
Верный - ПИСТ - греч.
Любезная - ДЖЕМИЛА - турец.

Примеры имен данных по поступкам.
Спасший(ая) отца - СОСИПАТР, СОСИПАТРА, греч.
Прославленный(ая) в битве - ЛЮДВИГ, ЛЮДВИГА - герм.
Добытая в битве - ЭДИТ - англ.
Засыпающий, убивающий камнями - СОЛОХОН - евр.
Любительница голубей - СЕМИРАМИДА - ассир.
Любящий Бога - АМЕДЕЙ - римск.

Имена данные по выполняемым функциям.
Начальник над конями - АРХИПП - греч.
Конеходец, всадник - ЕЛЕВСИПП - греч.
Сопровождающий - КАЛФ - егип..
Копьеносец - КИРИН - сабинск.; ГЕРВАСИЙ - герм.

Вторая группа имен может быть названа "натальной" и сюда войдут все имена дававшиеся при рождении, в том числе при символическом рождении или после инициации, то есть после второго рождения (к взрослой или к сознательной, одухотворенной жизни), обряда весьма распространенного в древности, в том числе среди славян. От предыдущей группы их отличает несколько характерных черт. Они все содержат стремление присвоить новорожденному некоторую положительную черту, будь то удача, богатство (ТИХОН, ЕВПОР, ЛУКРЕЦИЯ) или добрый нрав, богопочитание (АГАТА, АГАФИЯ, ДОБРЫНЯ, ФИЛАРЕТ), в зависимости от ценностей присущих родителям. Очень часто такие имена содержат в себе упование на того или иного бога, в прямом или косвенном виде. (АРТЕМИЙ, БОГДАН, СЕРАПИОН, ГЕБА, ДАМИАН, ИОВИЛЛА, ЛАДА) В этих именах содержится вера в магическую силу имени (как священного слова) способного скомпенсировать недостаток того или иного качества в человеке или придать ему нужное свойство вместе с произнесением слова-имени обращенного к нему. А в случае имени-обращения к божеству, предполагалось также, задействовать их силу и защиту показывая, что человек посвящен этому богу и принадлежит ему. Считалось, также, что бог может передать человеку свои качества через сродство имен. Последние имена во многих культурах часто становились вторым тайным именем человека и употреблялись только среди "своих" в особо торжественных или критических случаях. В последствии этот языческий обычай был перенят христианством и ныне второе имя дается при крещении и посвящено оно всегда одному из святых, который по завершении обряда становится заступником и хранителем крещенного. По большому счету вера, как бы сейчас сказали, в ангела-хранителя присуща всем культурам, но наибольший расцвет и распространение она получила в греческой и особенно римской культуре. Римляне верили в то, что любая гора, камень, ручей, дерево и, естественно, человек имеют своего гения, то есть ангела-хранителя или духа, который опекает его от самого момента рождения и до смерти, встречая на пороге в мир мертвых. Обычай праздновать день рождения пошел именно оттуда, но в начале это был ритуал целиком и полностью посвященный ублажению гения человека, а не его самого. Поэтому, когда вы сейчас поднимаете бокал за здоровье именинника и произносите тост, знайте, что это видоизмененный римский ритуал, который включал в себя возлияние богам (вином, миром или маслами), гению и общее моление друзей и родственников к ним перед домашним алтарем с маленькими фигурками изображавшими основных богов пантеона и этой семьи. Среди более крупных статуэток богов Рима размещались тщательно охраняемые фигурки гениев каждого из членов семьи, так как связь между фигуркой, гением и человеком была очевидной и утратить гения - означало лишиться части его поддержки и жизненных сил. Сей ритуал в свою очередь отголосок еще более древнего обычая. Греки полагали, что проступки человека перед богами накапливаются до какой-то критической отметки, после чего он несет наказание за них. Чтобы умилостивить богов человеческие проступки в ходе специального ритуала переносились на жертвенных животных. Убивая несчастное животное и сжигая его остатки, греки полагали искупить свои проступки. Боги как бы видели, что человек расплатился за часть "грехов" через муки связанного с ним животного. В последствие пролитие крови было заменено возлиянием вина, мира или масел имитирующих ее.
Эта группа имен может пересекаться с предыдущей но, очевидно, что она вторична и производна по отношению к ассоциативной группе. В начале имена должны были просто возникнуть, и лишь затем, из простой необходимости социальной системы, а также наблюдений и веры в силу воздействия имени и слова вообще на человека, могла возникнуть традиция давать новорожденному имя на тот или иной день его жизни. А по достижении некоторого возраста присваивать еще одно, часто тайное.
Именно в это сообщество имен входят составной частью такие, которые будут наиболее интересны астрологу. Это имена посвященные богу-покровителю планеты. Приведем эти имена в виде таблицы.

 

Планета

Имя

Солнце

АПОЛЛОН, ГЕЛИЙ, ГЕЛИЯ, ЕЛЕНА (солнечная, светлая), ЕЛЛИЙ (солнечный), ИЛИАН (высокосолнечный), АРХЕЛИЙ (начальник солнца, началосолнечный), ИЛИОДОР (Солнцедатель), КИР, ЛУКА и ЛУКИЯ (При восхождении солнца родившийся, светлый), САМПСОН, САМСОН, ЯРОМИР, ЯРОСЛАВ.

Луна

ДИАНА, АРТЕМИЙ (от АРТЕМИДА), ИНДРА, СЕЛЕНА, ФИВА, СЕЛИНИЙ (лунатик), МИНЕОН (месячный, лунный).

Меркурий

ГЕРМЕС, МЕРКУРИЙ, ЕРМОГЕН (потомок Гермеса), ЕРМОКРАТ (Удерживающий вестника или сила Гермеса).

Венера

АФРОДИТА (ее эпитеты МАРИНА - морская - откуда МАРИЯ, УРАНИЯ - небесная), ВЕНЕРА, ЗУХРА.

Марс

АРЕС, АРИС, МАРКЕЛЛ (марсовый, воинственный - производное МАРКЕЛЛИН), МАРТИН и МАРТИЙ (принадлежащий Марсу), МАРТИНИАН (воинственный).

Юпитер

ДИОСКОР (сын Зевса), ЗИНОН, ИОВИЛЛА (Зевсу принадлежащая)

Сатурн

САТУРН (насыщенный), КРОНИД (сын Кроноса), САТУРНИН, САТОРИН.


Глядя на таблицу, приходишь к мысли, что в древности астрологи могли, проанализировав гороскоп новорожденного, советовать присвоить ему имя (или производное от имени) той или иной планеты - благоприятно расположенной в карте, или являющейся хозяйкой гороскопа, с тем чтобы она покровительствовала ему даже тогда, когда произносится его имя. Эти имена, несомненно, являются частью астролатрии - системы поклонения звездам, планетам и другим небесным объектам. Они, как и имена в честь других богов, указывают на присутствие мистерий в жизни античности, так как в ходе них человек посвящался тому или иному богу-принципу природы.
Многие из представленных в таблице имен были настолько популярны в древности, что сохранились в частом употреблении до сих пор. Некоторые христианские мученики имеют эти имена, что указывает на большое их применение во времена становления этой религии.
В группе натальных имен особняком стоят числительные имена, наиболее характерные для римской культуры. Можно предположить два источника возникновения таких имен. Когда рождался мальчик-наследник, его могли так и назвать: "первенцем" или "перворожденным" (Протоген, греч.), чтобы подчеркнуть его право наследования имущества отца, а это было очень важно в древности. Соответственно второго мальчика-ребенка могли назвать подобным образом из тех же предпосылок (Секунд, римск.; Иаков (Яков) - второй из двух близнецов, евр.). Но когда мы встречаемся с именем Октовиан/Октавия или Нонна (в последствии Наина), то должны признать, что речь идет не о "восьмом" наследнике и тем более не восьмой и девятой наследнице, так как женщины вообще не имели прав наследования. Значит, в происхождении этих имен могла сыграть свою роль вера римлян (да и не только их) в силу числа и вера в их благоприятное (или нет) воздействие на человека. В пользу этого говорит то, что встречаются далеко не все имена-числительные, а также то, что само слово, например "второй" - Секунд, имеет еще значение счастливый, благополучный, что странно, так как второй сын далеко не всегда мог рассчитывать на наследство отца, - но может в этом то и дело. То есть римский Секунд был сродни Иванушке, который из трех братьев был самым младшим, да самым смекалистым.
Теперь сделаем небольшое отступление от основной темы.
Интересно подвергнуть анализу имя Христос, значение которого нам преподносят как "помазанник". Это легко сделать, если привести список близких греческих имен.
ХРИСАНФ - Златоцветен;
ХРИСИЯ - Златая;
ХРИСОГОН - Златорожденный;
ХРИСОТЕЛЬ - Златосовершитель или совершитель помазания;
ХРИСТОФОР - Золотой цветок.
Греческое Хрисо - означает "золото", а золото и Солнце до начала эпохи материализма были синонимами. Так, что Христос означает не просто "помазанник Божий", а помазанный золотом или Богом-Солнцем.
Проанализировав группу имен с корнем "слав", можно также натолкнуться на новое понимание их смысла. Здесь опять необходимо погрузиться в тьму веков и посмотреть на мир глазами наших далеких предшественников. Ведь слава не существует сама по себе - это слава Господня и ей пропитано все вокруг, и ее отголоски мы чтим в красоте окружающей природы, пении птиц, красках восхода, ее дыхание касается нас, окрыляя вдохновением и радостью. Может поэтому имен с корнем "слав" более трех десятков и читать их надо немного иначе. Например: Ростислава - не просто умножающая славу, а умножающая славу Господню.
Хоть и немного не к месту, но мне хочется коснуться происхождения нашего народного имени: "руссы". Как и многие другие, я читал наиболее популярную в свое время версию о том, что это по реке Русь или Рось назвали расселявшиеся в ее пойме племена. Позволю себе детский вопрос, но, как правило, именно такие вопросы повергают авторитетов на обе лопатки. А кто назвал так эти реки? Не те ли племена, что расселились по ее берегам? Тогда, что это объясняет?
Для меня происхождение слова "русский" ясно как день. "Русый" - означает белый, светлый и светловолосый, откуда произошло "русы", а затем "русские". А река Русь - значит белая. Еще нужно вспомнить, что светлая кожа и волосы характерны для северных племен, а именно с севера, как мы знаем, шло расселение индоевропейских народов, из загадочной Гипербореи или скованных ныне льдами земель северного полюса и заполярья. Так в Индии до сих пор существует и весьма распространена легенда о том, что знание (читай индоевропейская цивилизация) пришло к ним (то есть местным аборигенам до арийской индии, с которыми затем слились арийские переселенцы) с севера и по завершении некого большого цикла оно снова вернется на север (то есть культура распространиться на исконные земли).
Кроме того, иноземные летописи и скупые заметки путешественников сообщают нам, что большая часть славянских племен во второй половине первого тысячелетия была именно светловолосой, голубоглазой и высокого роста. Если учесть, что земли, на которые пришли руссы, были вовсе не необитаемыми, то можно предположить, что смешение кровей началось еще до татаро-монгольского ига. И сейчас мы хоть и называем себя русскими, но являемся гремучей и самой пестрой смесью из почти всех народов Евразии, что стало следствием положения русских земель в центре этого материка.
Последняя, третья группа имен - это видоизмененные имена двух предыдущих групп. Их мы назовем "полиморфными", в смысле "изменчивыми", так как это древние имена, приспособленные под языковые особенности современных нам культур. Таких имен довольно много (МАША от МАРИЯ, ДИМИТРИЙ от ДЕМЕТРО, АРТЕМ от АРТЕМИЙ).
Есть еще надуманные имена созданные "искусственно" в ходе социальных пертурбаций и открыто выражающие идеологию, вроде: Тракторина, Баррикада и т. д. Будучи сильно надуманными и рожденными не естественно, не из души народа, такие имена не приживаются, и выделять их в отдельную группу нет смысла.

16.04.02


Дмитрий Солнцев solncev@narod.ru

Hosted by uCoz