ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

 

Условия в нашем "доме" оказывают влияние на все живое вещество Земли — растения и животные. Они оказывают влияние и на человека. Естественно предположить, что они должны влиять и на группы людей, на все человеческое общество.

Если говорить об обществе в целом, то надо рассматривать такие условия в нашем доме, которые одинаково и одновременно меняются в глобальном масштабе. Мы уже видели, что все остальные процессы в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере Земли меняются в ритме Солнца, в соответствии с солнечной активностью. Поэтому неудивительно, что ученые изучали влияние на общественные процессы именно солнечной активности. Такие исследования проводятся учеными и в наши дни. Но результаты, полученные отцом гелиобиологии А. Л. Чижевским, остаются непревзойденными. Новые исследования только подтверждают полученные им результаты и в некоторых аспектах детализируют их. А. Л. Чижевский был энциклопедистом нашего столетия. Он был не только археологом и естествоиспытателем, но и поэтом, а также художником. Писал он образно и запоминающе. А главное — ясно и логично. Излагая идею и результаты его исследований, мы будем часто давать слово самому автору — лучше о его результатах никто другой не скажет.

Как известно, наука начинается там, где появляется возможность предсказывать, прогнозировать события. Можно ли прогнозировать исторические события? Из опыта мы знаем, что это в большинстве случаев не только сложно, но и практически невозможно: слишком редко оправдываются прогнозы развития общества.

Конечно, трудность прогноза состоит прежде всего в том, что развитие общества определяется одновременным действием многих факторов — экономических, политических, естественных и других. Наша задача — выделить, распознать в развитии общества. во всем течении всемирно-исторического процесса действие естественных, природных в широком смысле слова факторов. При этом ни в коем случае мы не сбрасываем со счетов действие остальных факторов. Мы на время, для достижения большей ясности, большей выпуклости, абстрагируемся от них. Сам А. Л. Чижевский об этом писал так: "...Было бы совершенно ошибочно предполагать. что периодическая деятельность Солнца является основною причиною тех или иных исторических событий. Всякое такое событие есть динамическая реакция человеческих масс от всех действующих на них политических и экономических, а равно и естественных раздражителей, изменяющих их поведение и обусловливающих собою интеллектуальное и социальное развитие человечества".

Как уже ранее говорилось, солнечная активность изменяется с периодом, примерно равным 11-ти годам. Этот период можно разбить на четыре подпериода: первый, в течение которого солнечная активность остается минимальной, второй, для которого характерно увеличение солнечной активности, третий, в течение которого солнечная активность является максимальной, и четвертый, в продолжение которого солнечная активность уменьшается от максимальной величины до минимальной. В каждый из этих подпериодов от Солнца к Земле приходит разное количество энергии. Поток заряженных частиц, исходящих непрерывно из Солнца — так называемый солнечный ветер, — меняется с изменением солнечной активности, он то усиливается, то ослабляется. Под его давлением наш магнитный дом (магнитосфера Земли) сжимается то больше, то меньше, порождая электромагнитные колебания различных частот. Как уже было показано, с изменением солнечной активности изменяются практически все условия в литосфере, гидросфере и атмосфере Земли.

Задача состояла в том, чтобы выявить те изменения в обществе, которые характерны для первого, второго, третьего и четвертого периодов в отдельности. А. Л. Чижевский решал эту задачу следующим образом. "Необходимо было, — пишет он, — выбрать обобщающий метод, то есть такой, который был бы пригоден для учета любого исторического явления. Для осуществления нашей задачи мы решили для каждого массового события, имеющего более или менее крупное историческое значение, выделить: 1) начало (первый подъем масс) и 2) высшую точку напряжения (если таковая может быть точно определена). Главное внимание было нами обращено на даты возникновения исторических событий, то есть даты первых подъемов человеческих масс во имя достижения той или иной цели. Окончательный вывод получился после долгой работы в итоге детального статистического исследования истории большинства государств и народов, населявших все пять континентов земного шара и известных науке, начиная с 500 г. до Рождества Христова и кончая 1914 г., то есть за 2414 лет".

Само по себе такое всемирное сопоставление событий (по всем странам и континентам) с указанной выше точки зрения представляет огромный интерес. И действительно, А. Л. Чижевский в результате проведенной огромной работы пришел к заключению, что "на различных континентах Земли, в различных странах, у различных народов, зависящих или не зависящих один от другого в политическом или экономическом отношении, а равно и по отношению к занимаемой территории, главные моменты их исторической жизни, сопряженные с движением больших масс, стремятся быть синхронными. Это позволяет считать каждый цикл исторических событий всемирно-исторического процесса — всеобщим".

Таким образом, несмотря на то, что в каждой стране происходили разные по своим целям события, во всем мире происходило в каждом цикле одно и то же по сути — каждый цикл событий всемирно-исторического процесса проявлял себя в каждой из стран, поэтому его можно считать всеобщим.

Установленные всеобщие циклы общественных событий были сопоставлены А. Л. Чижевским с циклами солнечной активности. И оказалось, что "количество протекающих одновременно в различных участках Земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается, достигая наибольшего числа в эпохи максимумов, и уменьшается с приближением к минимуму".

Таким образом, каждому циклу солнечной активности соответствует свой всеобщий цикл исторических событий. Причем "в каждом столетии этот цикл повторяется ровно 9 раз". "На всем протяжении всемирной истории человечества, начиная с 500 г. до Р. Христова и по сие время, в каждом веке нами обнаружено по девяти отчетливо обрисовывающихся концентраций начальных моментов исторических событий" (А. Л. Чижевский). (100/9 = 11,1(1) лет.)

Более подробно результаты, полученные А. Л. Чижевским, выглядят так:

1. "...каждый цикл всеобщей истории, военной или общественной деятельности человечества равен в среднем арифметическом 11 годам".

2. В периоды максимальной солнечной активности имеют место эпохи концентраций исторических событий. Периоды минимальной солнечной активности совпадают с эпохами разряжения исторических событий. Измерения солнечной активности проводятся начиная с 1610 г. Изменение солнечной активности за предшествующий период восстанавливается как по летописям и другим источникам, так и по другим естественным процессам и их последствиям.

Располагая наиболее полными данными о солнечной активности с 1610 г., А. Л. Чижевский особенно скрупулезно провел анализ за этот период. Он показал, что минимуму солнечной активности соответствует период минимальной возбудимости, тогда как период роста солнечной активности соответствует периоду нарастания возбудимости в обществе. На эпоху максимальной солнечной активности приходится период максимальной возбудимости в обществе, после которого непременно наступает период падения возбудимости, который соответствует периоду спада солнечной активности до минимума.

Максимум солнечной активности находится не в точности посредине между двумя минимумами; он несколько ближе к предшествующему минимуму. Это значит, что солнечная активность нарастает быстрее (в течение 4,5 г.) и спадает медленнее (в течение 6,6 г.). Периоды солнечной активности имеют в среднем такую продолжительность: период минимальной солнечной активности длится примерно 3 года, период роста - 2 года, период максимума - 3 года и период уменьшения - также 3 года. А. Л. Чижевский рассчитал по всем циклам от 1610 г. по 1914 г., сколько событий (в пределах к общему числу) приходится на каждый период солнечной активности (которые, как мы видели, примерно равны). Оказалось, что более половины (60%) всех событий всемирной истории приходится на периоды максимальной солнечной активности, который длится всего 3 года из 11-ти. На такой же по длительности (3 года) период минимума солнечной активности приходится всего 5% всех событий всемирной истории. На период роста солнечной активности приходится 20%, а на период ее спада — 15% всех событий всемирной истории. Должно ли это убедить скептиков?!

Глубокий смысл полученных данных состоит в том, что "внутренней структуре каждого цикла соответствует внутренняя структура всех остальных". Другими словами, в своих основных чертах все циклы (длительностью примерно в 11 лет) в развитии человеческого общества похожи друг на друга, похожи их, по определению А. Л. Чижевского, социально-психологические характеристики. Каковы они?

Как уже говорилось, каждый цикл состоит из четырех периодов. Первый период, который совпадает по времени с минимумом солнечной активности, характеризуется минимальной возбудимостью общества. Его А. Л. Чижевский характеризует так:

"Характерные черты этого периода следующие: разрозненность масс, индифферентизм масс к вопросам политическим и военным, миролюбивое настроение масс, уступчивость, терпимость и т. д.

Появление этих психологических признаков у исторически действующих масс человечества в первый период цикла сопровождается обычно отсутствием желания какой бы то ни было борьбы за идею или право, а потому влечет за собой легкую капитуляцию, сдачу в плен, бросание оружия, бегство с поля битвы и пр.

Такое поведение отдельных индивидов или целых групп принуждает правящие сферы государства к соответствующим мероприятиям: заключению с врагом ряда перемирий и, наконец, мира; капитуляции на тяжких условиях, открытию дипломатических сношений, объявлению нейтралитета, затем к роспуску войск и т. д.

Устремления человечества в других сферах деятельности также видоизменяются: поток общественной жизни, попадая в русло успокоения и мира, получает возможность приложить свой тихий ход к достижению иных целей, к решению иных проблем. Здесь берет начало духовная деятельность человека, создаются культурные ценности, чистое искусство и наука ставятся в край угла общественной жизни, сменяя собою бурную накипь недавних дней и обесценивая своими достижениями все созданное наспех и непрочно. В период минимума человечество стремится к успокоению, отдыхает от тревог предшествовавших лет и набирает физические силы для неотвратимо приближающейся новой эпохи треволнений".

Второй период является периодом нарастания возбудимости;

"Уже начало этого периода характеризуется значительно большим подъемом возбуждения масс, чем в период предшествовавший. Единения масс еще нет; только мало-помалу начинают вновь организовываться распавшиеся к периоду минимальной возбудимости партии и группы, намечаются вожди, определяются программы. Сила внушения снова проявляется на массах: государственные деятели, полководцы, ораторы, пресса восстанавливают свое значение. Вопросы, политические и военные, начинают показываться из-за горизонта общественной жизни и постепенно обостряются. Тенденция к персеверации однородных мыслей замечается повсюду, заполняя собою умственную деятельность масс. Помимо воли индивидов, сосредоточение на однородных военных или политических темах, при наличии, конечно, к тому располагающих причин, постепенно возрастает; идеи, обращающиеся в массах, начинают доминировать.

Еще в разрешении важных государственных вопросов замечаются колебания и нерешительность, еще выводы не созрели окончательно, но уже могут греметь приготовления к войне, международное положение осложняется. Однако еще не решаются выступать в открытую борьбу или объявлять войну: еще медлят, ожидая подходящего момента и предчувствуя его по ходу постепенного нарастания общего возбуждения масс. Действительно, вскоре, через год, два, а иногда и меньше, берет верх единодушное требование масс, направленное на решение тех или иных вопросов. Теперь даже лица, стоящие вдали от военных или политических дел, бывают принуждены присоединиться к той или иной политической или военной группе.

В конце второго периода, который постепенно может принять бурный характер и обнаружить нетерпение и нервность народных масс, мы замечаем одно из самых важных явлений военно-политической жизни сообществ, а именно: стремление к объединению различных народностей, составляющих данное сообщество, в целях защиты или нападения и слияние различных политических группировок для противодействия другим политическим группировкам.

Значение этого периода заключается в том, что он полагает основу дальнейшему развитию исторических событий на протяжении данного цикла в данном человеческом сообществе и, отчасти, даже предрешает их ход в период максимальной возбудимости...

В течение второго периода следует различать три главных фазы в порядке постепенного их развития: 1) возникновение в массах идей, 2) группировка идей, и 3) выявление одной основной идеи в массах данного человеческого сообщества к начальному моменту третьего периода".

"Все три фазы второго периода развиваются иногда вполне механически, без организующего участия действующих индивидов, чем подготовляются совершенно неожиданные эффекты массового единства к приближающемуся началу третьего периода — периоду максимальной возбудимости. Таким образом, назревает необходимость разрешения в первую очередь первого основного вопроса, волнующего массы в человеческом сообществе".

Третий период является периодом максимальной возбудимости. "Это главный этап развития каждого цикла, разрешающий всемирно-исторические проблемы человечества и основополагающий новые, исторические эпохи. Он побуждает человечество к величайшим безумствам и величайшим благодеяниям: он воплощает идеи в жизнь путем пролития крови и лязга железа. Если бы мы пожелали дать сравнительно-историческую характеристику этого периода, нам пришлось бы повторять главнейшие события всемирной истории: все они, как показали произведенные сопоставления деятельности Солнца и человека, происходили в эпохи напряжения активности первого. В этом периоде имели место величайшие революции и величайшие столкновения народов, начинавшие новые эры в жизни человечества и оправдывавшие этим страшную формулу Гераклита Темного: "Война — отец и царь всего". Параллелизм деятельности двух удаленных одно от другого веществ солнечной и мозговой материи — с особенною яркостью и наглядностью проявляется именно в течение данного периода".

"Здесь мы укажем лишь на те главные факторы, наличие которых в массах обусловливает собою возникновение и развитие решающих событий в человеческих сообществах: 1) возбуждающее действие на массы народных вождей, полководцев, ораторов, прессы и т. д., 2) возбуждающее действие настроений и идей, обращающихся в массах, 3) быстрота возбудимости от единства психического центра, 4) размер территориального обхвата массовым движением, 5) интеграция и индивидуализация масс".

"Никогда влияние вождей, полководцев, ораторов, прессы и пр. не достигает такой огромной силы, как в период максимального напряжения пятнообразовательной деятельности Солнца". ''Сила влияния вождей механически выдвигает одаренных личностей над массами, не считаясь с традиционными нормами и установившимися законами". "Не менее важное значение имеют идеи, обращающиеся в массах к периоду максимальной возбудимости". "Историки становятся в тупик перед фактами, указывающими на то, что идеи, о которых не смели говорить год-два тому назад, теперь высказывались открыто и смело; массы становились нетерпеливее, беспокойнее, возбужденнее; они начинали возвышать голос, требовать и вооружаться". "В период максимальной возбудимости иногда бывает достаточно малейшего повода, чтобы массы воспламенились, подняли восстание или двинулись на войну".

"Иногда разгар борьбы вскрывает всю обширную область человеческого безумия, неуравновешенности и страсти. Стихийные насилия, ожесточение, остервенение, эпилептическое исступление, жажда мщения, эпидемии убийств, паник, погромов, опустошительных набегов, отчаянных битв, массовых истреблений, кровавых бань, а также мятежи, бунтарства, сопряженные с проявлением фанатизма и героизма, — достигают своего апогея. Массы и толпы могут ликовать при виде самых ужасных насилий, зверств, убийств. Ими изобретаются мучительные казни: безумие воплощается в жизнь. То, что считалось невозможным и диким в период минимальной возбудимости, в период максимума вполне может идти рука об руку с моралью и возвышенностью идеалов. Перед этими порывами и проявлениями как масс, так и отдельных индивидов, вследствие необычайного состояния психического возбуждения, должны заглохнуть чувства опасности, самосохранения, даже инстинкт".

"Величайшие революции, войны и прочие массовые движения, созидавшие системы государств, полагавшие начало поворотным пунктам истории и колебавшие жизнь человечества на территориях целых материков, стремятся совпадать с эпохою максимального напряжения солнцедсятельности и развить наивысшую интенсивность в моменты его наивысших напряжений".

"Иллюстрацией вышеизложенного могут послужить несколько примеров из огромного числа совпадений солнечной и человеческой активности, встречающихся на протяжении всемирной истории.

Цифрами обозначены даты эпох (амплитуда равна 2—3 г.) максимальной деятельности Солнца (по летописям, хроникам и астрономическим данным), вполне синхронной с важнейшими историческими событиями.

 

Поворотные пункты всемирной истории:

1492 — падение мусульманского ига в Испании; открытие Америки; начало новой истории.

1789 — Великая французская революция, начало новейшей истории.

1917 — революция в России. Важнейшие восстания и революции:

1306 — великое восстание в Англии, 1358 — великое восстание во Франции, 1368 — великое восстание в Китае, 1381 — великое восстание в Англии, 1525 — великое восстание в Германии, 1648 — революция в Англии, 1789 — революция во Франции, 1830 — Июльская революция,

1848 — Февральская революция и общеевропейский кризис, 1860 — восстание в Италии, 1870 — Парижская Коммуна, 1905 — революция в России,

1917 — революция в России. Крестовые походы:

1094 — 96 — первый крестовый поход,

1147 — второй поход,

1187 — третий поход,

1194 — четвертый поход,

1212 — крестовый поход детей,

1224 — пятый крестовый поход,

1270 — седьмой крестовый поход (шестой крестовый поход был совершен не массами).

Переселения народов:

374; 409; 449-451-452; 568. Массовые гонения на евреев:

1093 — Южная Европа,

1144 — Германия и Италия,

1182 — Франция,

1215 — Западная Европа,

1290 — Англия,

1306 — Франция,

1348 — Европа,

1391 — 94— Испания, Франция,

1481 — Испания,

1491 — 94 — Испания, Литва,

1704 — Украина, 1830 - Европа, 1849 — Европа;

1881 — 82 — Россия, Венгрия и др. Гонения на христиан:

303; 362; 575 и другие.

Кровавые эпизоды всеобщей истории:

1185 — избиение латинян в Фессалониках,

1204 — разрушение Византии,

1520 — бойня в Стокгольме,

1560 — резня в Васси,

1572 — Варфоломеевская ночь во Франции,

1588 — лондонские казни,

1739 — Делийская резня,

1768 — Уманьская резня,

1792 — сентябрьские убийства во Франции,

1860 — резня христиан на Востоке,

1896 — резня в Константинополе и многое другое.

Выдвижение народных и духовных вождей, реформаторов,

полководцев и государственных деятелей:

395 — Аларих,

441 — Аттила,

536 — Витигес,

536 — Велизаргий,

622 — Мохамет,

719 — Карл Мартель,

1096 — Петр Амьенский,

1146 — Бернар Клервосский,

1306 — Роберт Брюс,

1365 — Виклиф,

1367 — Тамерлан,

1381 — Уот Тайлер,

1402 — Гусс,

1412 — Гусс,

1420 — Ян Жижка,

1429 — Жанна д'Арк,

1489 — Савонаролла,

1519 — 1525-Лютер,

Цвингли,

Ваза,

Мюллер,

1537 — Иг. Лайола,

1605 — Лже-Дмитрий,

1605 — В. Шуйский,

1612 (max 1615) — Минин,

Пожарский,

1625 — Жмайла,

1625 — Ришелье,

1626 — Валленштейн,

1637 — 1639 - Павлюк,

Гуня,

Остраница,

Александр Лесли,

1648 — Б. Хмельницкий,

1648 — Ол. Кромвель,

1683 — Евг. Савойский,

1769 — Гайдер-Али,

1777 — Лафайет,

1777 — Вашингтон,

1788 — Суворов,

1805 — Веллингтон,

1839 — Шамиль,

1848 — 1860 — Гарибальди,

1870 — Мольтке,

1870 — Гамбетта,

1917 — Керенский,

1917 — Ленин.

На основании вышеизложенного можно сделать предположение, что такие выдающиеся лица древности, как Мильтиад, Фе-мистокл, Кимон, Перикл, Лизандр, Пелоцид, Эпаминонд, Ганнибал, Марий. Сулла, Спартак, Кателина, Верцингеторикс, Цезарь, Германик, Цивилис и многие другие впервые появились на арене общественной жизни или впервые приобрели общественное значение в эпохи максимумов пятнообразовательной деятельности Солнца".

В заключение фактического материала приведем еще несколько примеров того, как располагаются даты замечательнейших битв древности за 5 веков до Рождества Христова.

"Расположив даты замечательнейших битв древности за 5 веков по столетиям и десятилетиям, легко усмотреть две бросающиеся в глаза закономерности, которые наблюдаются в распределении данных событий во времени. Первая из них заключается в изумительном совпадении цифр, стоящих на месте единиц и десятков любой исторической даты одного столетия с цифрами, стоящими на месте соответствующих единиц и десятков в исторической дате другого столетия или через одно-два-три столетия. Например:

496 - 394 - 295 - 197

466 - 66

418 - 218 490 - 390 - 191/190

362 - 260

410 - 212 480/479 - 280/279

340 - 241 - 42

606/604 - 406/405

371 - 272 - 74/72

433 - 333/331 - 30

401 - 301 - 202 - 102/101

168 - 69

525 - 425 - 225

Другая закономерность наблюдается в распределении этих же дат в каждом столетии. Оказывается, что даты указанных битв отстоят одна от другой, в большинстве случаев, на числа, кратные 10—11 годам, то есть на промежуток времени между одним и другим максимумом солнцедеятелыюсти. Например:

V век: 490 - 480; 466 - 433; 433 - 425; 425 - 415; 415 - 405;

IV век: 390 - 371; 71 - 362; 362 - 340; 340 - 331; 331 - 301;

III век: 280 - 272; 272 - 260; 260 - 241; 241 - 222; 222 - 212; 212 - 202;

II век 197 - 190; 190 - 168; 168 - 102;

I век; 86 - 74; 74 - 66; 66 - 46; 46 - 30".

В заключение приведем следующие слова А. Л. Чижевского:

"Таким образом, по эпохам максимумов, от максимума до максимума, а иногда и через несколько максимумов, колеблется историческая жизнь народов, следуя директивам космического фактора. Эти колебания можно обнаружить на протяжении всей истории человечества".

Но кроме 11-летних циклов в истории человечества имеются и более продолжительные, которые также связаны с физическими условиями в космосе. Рассмотрим их.

Если выше мы рассматривали исторические факты, а точнее, события, которые тщательно фиксировались хронистами, то далее проанализируем тот фон, на котором эти события развивались. Вы в море видите гребни волн. Это событие. Но и вся толща воды живет, меняется, дышит, колеблется. Это тот фон, на котором видны гребни волн. Если события кратко временны (их продолжительность измеряется месяцами или годами), то фон формируется и меняется в течение столетий и тысячелетий. Этот фон для общества не что иное, как этнос, процесс, который можно изучать на стыке истории, географии и биологии. Он настолько медленный, что его можно зафиксировать только анализом за длительный прошедший период времени, то есть ретроспективно, используя для этого, конечно, историю. Но не только одну историю. Исследователь этносов Л. Н. Гумилев считает, как и А. Л. Чижевский, что во многом определяющим здесь является космос, космическая энергия, заряжающая в определенные моменты истории и в определенных (не произвольных) местах биосферу Земли, а значит и людей. Поэтому жизнь этносов не безразлична ко всей биосфере, и не может изучаться отдельно от истории биосферы и, конечно, от географии. Собственно, вся история человечества — это неразрывная, неотделимая часть изменений, колебаний биосферы Земли. Но, естественно, эти связи истории человечества, географии и этногенеза слишком сложны, чтобы их можно быть выявить сразу и в полном объеме. Так, К. Маркс писал:

"Сама история является действительной частью истории природы, становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука". Эта работа, собственно, только начата. Начата нашим соотечественником Л. Н. Гумилевым. Он, как и А. Л. Чижевский, не просто пионер, основоположник новой науки, он и борец за новую идею. А может ли быть иначе?

Далее у нас речь пойдет об этносах, об исследовании возникновения и развития этносов под действием внешних (космических и биосферных) факторов. По словам Л. Н. Гумилева, "этносы — явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли".

Уточним, что народ, народность, нация, племя, родовой союз — все это обозначается словом "этнос".

С одной стороны, развитие этноса происходит в тех или иных географических условиях и роль ландшафта в смысле экологических возможностей очевидна. С другой стороны, мы должны рассматривать этнос (естественно сложившийся человеческий коллектив) как сообщество живых организмов, находящихся на определенной стадии развития (в состоянии эволюции или инволюции или же устойчивости внутри вида — мономорфизма). Эти живые организмы надо рассматривать не сами по себе и во взаимодействии только с себе подобными, но и во взаимодействии со всеми живыми организмами, со всем живым веществом. Это значит, что надо рассматривать сообщества всех живых организмов — геобио-ценозы — как единое целое и прослеживать роль в них и развитие живых организмов, которые в совокупности составляют данный этнос. Поэтому данная проблема частично входит в науку — экологию, а частично — в генетику. Естественно, что роль истории и ландшафтоведения (географии) при этом не умаляется. Можно понятие "этнос" определить как специфическую форму существования вида Homo sapiens. При этом этногенез надо понимать как местный (локальный) вариант внутривидового формообразования, который определяется сочетанием ландшафтного и исторического факторов.

При этом речь идет не только о том, как влияет на людей географическая среда (ландшафтный фактор), но и о том, в какой степени сам человек является составной частью биосферы. Уточним понятие ландшафта, как его понимают специалисты, занимающиеся проблемой этносов. Л. С. Берг в 1922 г. пришел к следующему заключению, которое справедливо для всех организмов, в том числе для людей:

"Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т. д. — все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть". Колесник С. В. считает, что ландшафт — это "участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собою целостную и взаимообусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой". Это в сочетании называют еще "месторазвитием". Этот принцип (связь с местом) Л. С. Берг назвал хорономическим (от греч. хорос — место). Но надо иметь в виду, что "этнос— не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Последнее, являющееся направлением развития, особенно важно, ибо общим для всех случаев множеств является свойство элементов обладать всеми видами активности, приводящими к образованию статических или динамических структур... Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязь с соседями". (Сам Л. Н. Гумилев дает косвенное определение этносу через перечисление набора присущих ему черт. В этносе всегда налицо: 1) общность языка; 2) общность территории - способность контактировать двух наиболее удаленных представителей этноса, хотя бы через посредников; 3) общность традиций и близость истории. ,прим. Д. С., далее мой вывод: Все вместе дает единое ментальное пространство, которое определяет этнос как носителя специфической сверхидеи, развитие которой происходит внутри него.)

Группа этносов, которая возникла одновременно в одном регионе и проявляет себя в истории как целостность (хотя и лоскутковая, мозаичная), образует сверхэтнос, суперэтнос. В то же время сам этнос может состоять из составляющих частей — подэтносов, субэтносов. Но если этнос может существовать вне суперэтноса, то отдельные части этноса — субэтносы — существуют только потому, что они входят в этнос. Нет этноса — нет субэтносов, они гибнут или рассыпаются.

Человек принадлежит одновременно биосфере (как часть живого вещества, как живой организм) и техносфере — как часть государственной, социальной, культурной и т. д. системы. Техносферу можно назвать социосферой или еще как-нибудь. Важен смысл. Где же проходит рубеж между биосферой и социосферой для человека? Он проходит внутри него. Этнос и является тем самостоятельным явлением природы, которое определяет взаимодействие социального и биологического. Этнос и государственность может как совпадать, так и не совпадать.

Этносы на Земле существовали всегда, во всяком случае после того, как появился неоантроп. Их путь от начала до конца состоит из зарождения, расширения, сокращения степени активности, затем наступает или распад этноса, или же его переход к равновесию с окружающей средой. Этнос — это система. Как и во всякой системе, которая открыта (все системы на Земле, вплоть до биосферы открыты), в системе "этнос" происходит обмен информацией и энтропией со средой. Но каждый раз это осуществляется своим особым, неповторимым образом (в оригинальном ритме).

Л. Н. Гумилев провел детальный анализ влияния характера ландшафта на этногенез и показал, что "монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нем этносы, а разнородный стимулирует те изменения, которые ведут к появлению новых этнических образований". Но самым неожиданным результатом, полученным Л. Н. Гумилевым, был следующий (дадим слово автору):

"Если бы этносы были "социальными категориями", то они возникали бы в сходных социальных условиях. А на самом деле пусковые моменты этногенезов, там, где можно их проследить на строгом фактическом материале, совпадают по времени и располагаются в регионах, вытянутых либо по меридианам, либо по параллелям, либо под углом к ним, но всегда как сплошная полоса. И вне зависимости от характера ландшафта и занятий населения — на такой полосе в определенную эпоху внезапно начинает происходить этническая перестройка — сложение новых этносов из субстратов, то есть этносов старых. Последние при этом ломаются и разваливаются, а новые развиваются весьма активно.

А рядом с такой полосой — покой, как будто ничего нигде не происходит. Естественно, самоуспокоенные этносы становятся жертвами своих беспокойных соседей. Остается непонятным другое: откуда такая исключительность в положении зон начал этногонезов и почему каждый раз процесс начинается на новом месте? Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь, и он воспаляется?" Далее Л. Н. Гумилев пишет: "Возникает впечатление, что линейные участки земной поверхности, по которым проходили интенсивные процессы возникновения этносов, не охватывают весь земной шар, а ограничены его кривизной, как будто полоска света упала на школьный глобус и осветила только ту его часть, которая обращена к источнику света. Эта аналогия — скорее иллюстрация".

Проводя анализ образования и развития этносов, Л. Н. Гумилев приходит к заключению, что время от времени происходят этнические толчки, взрывы. Благодаря этому в этносистему поступает энергия, которая ее преобразует.

Ранее мы описывали свойства популяции. Надо особо подчеркнуть, что этнос отличается от популяции. Этнос вырастает из группы людей, которые объединены общей судьбой. Этнос свойственен только человеку. Он проявляет себя через социальные формы. Конечно, популяционная генетика при этом важна, но она отражает только одну черту процесса этногенеза. Этносы, как виды, возникают и исчезают. Но это с ними происходит быстрее, чем с видами. Для образования этноса (он находится внутри вида) достаточно сравнительно малого мутационного давления. Это должно происходить при наличии относительно небольшой изоляции. Время жизни этносов меньше, чем видов, но зато они возникают чаше. Этносы являются биофизическими по своей сути, но они всегда облачены в ту или иную социальную оболочку. "Следовательно, спор о том, что является первичным при возникновении нового этноса: биологическое или социальное? — подобен спору о том, что первично в яйце: белок или скорлупа. Ясно, что одно невозможно без другого".

Анализ показывает, "что вспышки этногенеза связаны не с культурой и бытом народов, находящихся в развитии или застое, не с их расовым составом, не с уровнем экономики и техники, не с колебаниями климата, меняющими экологию этноса, а со специальными условиями пространства и времени. Сам по себе ландшафт не порождает новых этносов, потому что они никогда не возникают на том или ином, пусть очень удобном, месте целые тысячелетия. Регионы этногенеза все время меняются". В этнической истории действуют такие факторы: социально-политический, технический и географический. Первый — это порядок взаимоотношений в своем коллективе, второй — орудия труда, третий — использование окружающей среды. Кроме этих факторов всегда в этногенезе действует четвертый фактор. Он не просто действует, он является главным двигателем этногенеза, определяет его динамику. Что он собой представляет? Это пассионарный толчок, взрыв, который возникает иногда на определенных участках земной поверхности. В результате порождается не один этнос, а суперэтнос, состоящий из группы этносов. Это единая система, состоящая из этносов как из подсистем.

Что собой представляет пассионарный толчок? Он связан с действием космоса, природных условий на отдельные особи этноса. Термин "пассионарность" происходит от лат. Passio. Это уклонение от видовой нормы, но не патологическое уклонение. Носителями пассионарности становятся отдельные особи.

Л. Н. Гумилев пишет:

"Формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необходимого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, чисто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Такое безусловно редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения, потому что описанный импульс находится в оппозиции к инстинкту самосохранения и, следовательно, имеет обратный знак. Он может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними, и это показывает его самостоятельность среди прочих импульсов поведения, описанных в психологии. Этот признак до сих пор никогда и негде не описывался и не анализировался. Однако именно он лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве. Особи, обладающие этим признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерции традиции и инициируют новые этносы". Значит, пассионарность — это страсть, но не любая. Из понятия Passio (страсть) надо исключить животные инстинкты и душевные болезни. Самыми выдающимися пассионариями были: Наполеон, Александр Македонский, Люций Корнелий Сулла (и его офицеры — Помпеи, Лукулл, Красе и др.), Ян Гус, Жанна д'Арк, протопоп Аввакум и др.

О. Тьерри писал: "Народные массы, когда они приходят в движение, не отдают себе отчета в той силе, которая их толкает. Они идут, движимые инстинктом, и продвигаются к цели, не пытаясь ее точно определить. Если судить поверхностно, то можно подумать, что они слепо следуют частным интересам какого-нибудь вождя, имя которого только и остается в истории. Но эти имена получают известность только потому, что они служат центром притяжения для большого коллектива людей, которые, произнося их, знают, что это должно обозначать, и в данный момент не испытывают потребности выражаться более точно". Значит, все указанные выше личности — это участники разных этногенезов в разных фазах и регионах.

Пассионарность — это тот мост, который позволяет природе "воздействовать на поведение этнических сообществ. Этнос не является "социальным состоянием", как принято считать. Мы уже говорили о полчищах саранчи, которая в определенные периоды (моменты) устремляется навстречу смерти. Что ее толкает на это? Что ею управляет? Не то же ли самое, что и людей? Собственно, почему бы и нет? "Ведь люди — тоже часть биосферы. Следовательно, энергия живого вещества пронизывает тела наши, наших предков и будет пронизывать тела наших потомков, стимулируя разнообразные этногенезы".

Таким образом, этногенез является дискретным, этнос возникает вдруг, резко. Возникает внезапно группа пассионарных этносов, которые затем распространяются за пределы данного региона и затем постепенно или распыляются, или же превращаются в реликт. "В биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями (Естественный переход от одной экосистемы к другой: березовая роща - ельник - болото, прим. Д. С.). Сукцессии весьма разнообразны и по продолжительности, и их характеру, и по последствиям, но все они имеют обозначенную черту сходства — информационность, которая у человека проявляется как растрата пассионарного импульса. Это роднит человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер движения. Феномен этноса находится на грани двух форм движения".

Так что же такое пассионарность, более конкретно? Легче ее описать с помощью некоторого поля, пассионарного поля (наподобие электромагнитного поля). Благодаря этому полю обладатели его способны зарядить других людей. Поэтому можно сказать, что пассионарность заразительна. Об этом Л. Н. Гумилев пишет так:

"Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени — импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный психоэтнический поведенческий облик. Это обстоятельство без специального осмысления известно довольно широко и учитывается главным образом в военном деле. Там либо выбирают пассионариев, узнавая их интуитивно, и формируют из них отборные, ударные части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять "воинский дух". Во втором случае считается, что два-три пассионария могут повысить боеспособность целой роты. И это действительно так".

"...По существу вся военная и политическая история развивающихся этносов состоит из тех или иных вариантов пассионарной индукции, путем которой приводятся в движение толпы гармоничных особей".

Значит, любой процесс этногенеза имеет своим началом героические, жертвенные поступки отдельных людей или небольших групп людей. Затем к ним присоединяются окружающие их массы. Они в результате индукции и резонанса заряжаются пассионарностью. Первичные пассионарии выступают как "затравка", как центры конденсации в облаках, благодаря которым образуются капли дождя. Без них ничего не будет. Они и есть генераторы пассионарной индукции. После этого первого, импульсивного периода наступает период, в течение которого происходит потеря системой (этносов) пассионарности. Система продолжает "действовать" по инерции, пока не потеряет всю пассионарность.

Надо иметь в виду, что все происходит на уровне коллективного подсознания. Продолжительность действия инерции пассионарного толчка исчисляется веками. Следовательно, пассионарность — это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, — это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласно; так возникает первичная консорция, быстро обретающая те или иные социальные формы, подсказанные уровнем общественного развития данной эпохи. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев не только в древности "либо изгоняли из племен, либо просто убивали". Это отметил А. С. Пушкин, написав: "...посредственность одна нам по плечу и не странна".

Далее Л. Н. Гумилев пишет потрясающие вещи:

"Правильно. Пассионарии обречены. Но если бы они всегда погибали, не успев ничего сделать, то мы до сих пор приносили бы в жертву младенцев, убивали стариков, пожирали тела убитых врагов, колдовством пытались извести друзей и родных. Не было бы ни пирамид, ни пантеона, ни “открытия” Америки, формулировки закона тяготения и полетов в космос. Однако все это есть и начало накапливаться еще в палеолите. И жили бы сегодня на Земле не современные французы, англичане, русские и т. п., а шумеры, пикты и другие, которые давно забыты".

Таким образом, если подытожить все сказанное, то фазы развития пассионарности, а в сущности развития этноса, выглядят так. "Пусковой момент этногенеза — это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема — быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; акматичсская фаза — максимум числа пассионариев; фаза надлома — это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями; инерционная фаза — медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации — почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого ими региона как верхнее завершающее звено".

Рассмотрим подробнее, что собой представляет пассионарное поле, этническое поле. Это не поле одного индивидуума, а поле, характерное для коллектива, группы людей. Оно концентрируется на отдельных носителях, зарядах. Другие индивидуумы подвергаются действию этого поля по принципу индукции поведения, которая хорошо известна в физике. Существуют поля, которые регулируют и координируют процесс единства групп и их целостности, единства их строения и поведения в эволюционном процессе.

Первоисточником этого поля считаются биохимические процессы. Они воздействуют на людей, которые являются частью биосферы. Они влияют на подсознание людей, на сферу их эмоций. Эмоции в не меньшей мере, чем сознание, обусловливают поступки людей. Эти поступки суммируются в ландшафтные и этногенные процессы. Так возникает пассионарное поколение. Впоследствии в течение продолжительного времени инерция пассионарности теряется, встречая сопротивление среды.

Этническое поле описано Л. Н. Гумилевым следующим образом: "...поле организма — это продолжение организма за видимые его пределы, а, следовательно, тело — та часть поля, где частота силовых линий такова, что они воспринимаются нашими органами чувств. Ныне установлено, что поля находятся в постоянном колебательном движении, с той или иной частотой колебаний. Эти колебания, то есть вибрационные раздражители, имеют ту особенность, что беспрепятственно передаются из одной среды в другую и имеют общий характер распространения в твердой, жидкой и газообразной средах. Вибрации воздушной среды в полосе от 16 до 20000 Гц воспринимаются человеком как звуковые раздражители. Для восприятия собственно вибрации в организме нет специального рецепторного органа. К кругу вибраций, влияющих на человека, относятся колебания активности органов, суточные, месячные, годовые и многолетние, обусловленные влиянием Солнца, Луны, изменениями геомагнитного поля и другими воздействиями внешней среды. Одного этого наблюдения достаточно для интерпретации всего собранного этнологического материала. Только за эталон исследования нужно будет принять этническую систему, то есть перейти с организменного уровня на популяционный".

Если система (этнос) настроилась на одну определенную частоту, то ее развитие прекращается. Но ритмы нарушаются толчками, которые происходят время от времени. Такими являются пассионарные толчки. После такого толчка система — этнос стремится к установлению равновесия, причем процесс его установления может длиться века.

Возможно, что именно наличием этнического поля объясняется явление ностальгии. Отдельный человек, вырванный из этого поля, не может нормально жить без него. Возвращение в него снимает все проблемы.

Мы привыкли говорить: природа и человек, человек и космос и т. д., тем самым выделяя себя из природы и окружающего нас мира. Собственно, и это выражение — окружающий нас мир — принципиально неверно. Нет никакой границы между нами и окружающим нас миром. Граница, создаваемая нашим телом, — это только обманчивая видимость. А все наши рассуждения, в которых мы выделяем себя из остального мира, не что иное, как средневековое представление.

В начале книги мы уже приводили высказывания. В. И. Вернадского о биосфере, о живом веществе. Рассматриваемое явление пассионарности может быть понято только с этих общих позиций. Биосфера является единым целым, которое существует благодаря поступлению энергии. Это энергия Солнца, космическая энергия рассеянных элементов, источником которой является наша Галактика, а также атомная энергия радиоактивного распада внутри Земли. Жизнь существует на Земле благодаря этой энергии. Но жизнь, "живое вещество" — это не только индивидуальные живые организмы. "Живое вещество связано с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением" (В. И. Вернадский). Мы уже говорили, что биосфера — это не только "живое вещество", это и то, что создало его, что без нее не может существовать, без чего не может существовать и сама биосфера. Это почвы, осадочные и метаморфические породы и свободный кислород воздуха. "Мы ходим по трупам наших предков; мы дышим жизнью тех, кто давным-давно умер, и мы сами войдем в эту стихию, чтобы нами дышали наши потомки" (Л. Н. Гумилев). "Все живое представляет непрерывно изменяющуюся совокупность организмов, между собою связанных и подверженных эволюционному процессу в течение геологического времени. Это динамическое равновесие, стремящееся с ходом времени перейти в статическое равновесие... Чем более длительно существование, если нет никаких равноценных явлений, действующих в противоположную сторону, тем ближе к нулю будет свободная энергия".

В неживой природе, в косном веществе энтропия (беспорядок) все время увеличивается, если нет противодействующих этому процессов. В живом веществе, как мы уже видели, имеются механизмы борьбы с энтропией. В нем энтропия начинает расти только после его смерти. Поэтому говорят, что живое вещество обладает антиэнтропийными свойствами. Но живое и косное вещества связаны между собой "биогенной миграцией атомов", или "биохимической энергией живого вещества биосферы".

Эта энергия, как мы уже говорили, циркулирует в геобиоценозах (экосистемах). Причем человек входит в них целиком, как составная их часть. Эта циркуляция энергий между растениями, животными (включая человека) совершает обращение, конверсию. Поэтому специалисты говорят о конверсии биоценоза.

В каждом звене этой энергетической цепочки количество энергии небезгранично. Ограничено количество энергии и в человеческом звене, которое завершает биоценоз. Поэтому этническое сообщество не может тратить столько энергии, сколько ему хочется. Оно может тратить только то количество энергии, которое имеется у него в наличии. Но это наличное количество энергии, которую получает живое вещество Земли, больше, нежели требуется для поддержания жизни, поддержания равновесия в биосфере. Все живое вещество в биосфере (в том числе и человек) является источником свободной энергии, оно может производить (и производит) работу. Свободная энергия — это "энергия живого вещества, которая проявляется в сторону, обратную энтропии".

Избыток свободной энергии в биосфере и является той причиной, которая заставляет саранчу устремляться тучами навстречу своей смерти, а людям, составляющим этносы, вести кровопролитные войны, совершать революции, устраивать геноцид и т. д. Если бы энергии поступало в биосферу только-только, то ничего этого не происходило бы. Поступление энергии из космоса меняется во времени, в частности, в связи с изменением солнечной активности. Поэтому и процессы в биосфере (включая людей) изменяются в зависимости от солнечной активности. Избыток энергии в определенные периоды (при высокой солнечной активности) вызывает в человеческих сообществах сверхнапряжение, пассионарное сверхнапряжение. Таким образом, пассионарность следует понимать как врожденную способность организма впитывать (абсорбировать) энергию внешней среды и затем благодаря этой энергии совершать работу. Причем не просто работу, а совершать действия вопреки спасению своей личности, своего вида. Другими словами, эти приемники энергии настолько ею перегружены, что готовы идти на смерть за идею (и делают это). Эти импульсы энергии ломают в них инстинкт самосохранения (что противоестественно) и инстинкт сохранения вида, сообщества. (Это не так и нас долго держали в иллюзии по этому вопросу. Этология, - наука о социальном поведении животных, - располагает ныне большим материалом свидетельствующим в пользу того, что в животном мире жертва одной особи вопреки собственному инстинкту самосохранения сохраняет и развивает вид. Наблюдая за обезьяньими стаями ученые отмечали сложный механизм раздела добычи, совсем не такой как если бы все забирал себе сильнейший. Наоборот у некоторых видов обезьян (далеко не у всех) большую часть добычи получают слабые старики и т. д. Даже массовая гибель (почти самоубийство) сибирских леммингов и саранчи является одним из механизмов сохранения вида., прим Д. С.) Если энергии достаточно, то результатом работы, совершенной ее носителями, станет изменение отношений внутри человеческих сообществ и изменение окружающей среды. Значит, основа пассионарности (которая проявляется в войнах, революциях, реформах и т. д.) имеет энергетическую природу. Но этот избыток энергии должен пройти через преобразователь, через трансформатор энергии, которым является человек, его особь. Психика особи преобразует, трансформирует импульсы этой энергии так, что вызывает повышенную активность носителей пассионарности. Результатом этого являются разрушенные ландшафты, породы, культуры.

Таким образом, пассионарий — это индивидуум, который выполняет роль ретранслятора. Он собирает в фокус энергию, поступающую из космоса, и направляет ее главным образом на разрушение. Но не только. Эта энергия может направляться и на творчество, преобразования. Хотя у животных, в принципе, происходит то же самое (что и естественно), тем не менее специалисты считают, что у человека эта фокусировка более сильная, он может сфокусировать больше энергии, чем животное. Мы уже говорили, что это не любой человек, это мутант, который нарушает основные законы самосохранения себя и вида. Такого мутанта бесполезно призывать к благоразумию. Он идет на крест, в огонь, на виселицу, под расстрел. Поступать иначе он просто не может, так как его высшая нервная деятельность более активна, чем это характерно для нормальной, свойственной виду как таковому.

Значит, направленность поступков человека определяется социальными условиями, а энергетическое их напряжение зависит от организма, от его состояния, его конструкции, его генетически обусловленных признаков. Из биологии мы знаем, что новые признаки индивида могут возникнуть вследствие смешения. В данном случае речь идет о другом. Эти новые признаки будущего пассионария возникают в результате действия какого-то другого, еще не очень понятного механизма. Тем не менее следует иметь в виду, что "взрыву пассионарности (или пассионарному толчку) сопутствует мутагенный сдвиг, порождающий разнообразные отклонения от нормы. Однако большая часть физических и психических уродов гибнет без последствий, пассионарность же, являясь также продуктом мутации, в этом смысле исключение".

Анализируя возможные причины возникновения пассионарности, то есть образования этносов и суперэтносов, Л. Н. Гумилев пишет

"Очевидно, мы встречаем особое явление, требующее специального описания. Напомним, что новый суперэтнос (или этнос) возникает из обязательного смешения нескольких этнических субстратов. Но не напоминает ли это простой электрической батареи, где для получения тока должны присутствовать цинк, медь и кислота? Это, конечно, метафора, но ведь она иллюстрирует энергетический процесс, постепенно затухающий вследствие сопротивления среды. Но если так, то импульс тоже должен быть энергетическим, а поскольку он, по-видимому, не связан с наземными природными и социальными условиями, то происхождение его может быть только вне планетарным.

Когда рассматриваешь ареалы пассионарных взрывов, то создается впечатление, будто земной шар исполосован неким лучом, причем — с одной лишь стороны, а распространение пассионарного толчка ограничивалось кривизной планеты. На месте "удара" появляются разнообразные мутанты, большая часть которых не жизнеспособна и исчезает в первом же поколении. Пассионарии также находятся вне нормы, но особенности пассионарности таковы, что, прежде чем ее устранит естественный отбор, она оставляет след в этнической истории и в истории искусства и литературы, поскольку то и другое — продукт жизнедеятельности этноса".

Остается нерешенным вопрос о том, как космическая энергия передается отдельным пассионариям или их группам, почему это происходит в определенных местах на Земле, почему эти места не повторяются? Много разных "почему?". Мы уже рассматривали ранее вопрос о том, как космос, его энергия могли бы оказывать влияние на живые организмы. Рассматривались животные. Но "человек не только животное, но в том числе и животное" — по словам Л. Н. Гумилева. Значит, все рассмотренное там относится и к человеку. К сожалению, все рассматриваемые учеными варианты — это только возможности, возможности, которые, по мнению ученых, могли бы реализоваться. Рассмотрим те возможности, которые анализирует Л. Н. Гумилев.

Прямое волновое излучение Солнца из рассмотрения должно быть исключено, поскольку трудно объяснить его действием появление полос пассионарного напряжения, которые направлены или по меридианам, или по параллелям, или под углом к ним. Если бы передача энергии пассионариям происходила с помощью волнового излучения Солнца (видимый свет, рентгеновские лучи, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, гамма-излучение), то эффект от этого был бы виден на всей части Земли, которая освещена Солнцем. Кстати, на восприятие энергии будущими пассионариями не играет никакой роли уровень социального развития этносов, которые подвергаются мутагенному воздействию.

Логично обратить внимание на космическое излучение. Заряженные частицы, составляющие потоки космических лучей, могут направляться силовыми линиями магнитного поля Земли и принимать вид геодезических линий, которые не зависят от наземного ландшафта. Предполагается, что под действием этого излучения, достаточно интенсивного, хотя и кратковременного, происходит микромутация, которая изменяет еще в утробе психические свойства определенного (небольшого) числа людей, которые находятся на данной территории, то есть в ареале, который облучается этим излучением. В результате облучения часть облученных рождаются неполноценными и со временем погибают. Часть же становится субпассионариями, а часть — пассионариями. Эти последние представляют собой первое пассионарное поколение. Оно затем распространяет свой генофонд по популяции. В результате образуются оригинальные биосоциальные коллективы, то есть новые этносы. Затухание пассионарности идет в продолжение 40—50 поколений. Исход может быть разным. Распад этноса может происходить вследствие аннигиляции внутри системы (этноса). Он может произойти в результате географического рассеяния этноса. Этнос может быть вытеснен за границы данного ареала, который он занимал. Что можно сказать об этом механизме? Только то, что поиск агента икс, который воздействует на биосферу и связан с Солнцем, продолжается.

Ясно одно: "Нет ни одного этноса, который бы не испытал подъема пассионарности".

Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун "Тайны будущего", выдержки из шестой части: "Влияние космоса на общество".


Дмитрий Солнцев solncev@narod.ru

Hosted by uCoz