III. Третий период историометрнчесного цикла (период максимальной возбудимости).

Это главный этап развития каждого цикла, разрешающий всемирно-исторические проблемы человечества и основополагающий новые исторические эпохи. Он побуждает человечество к величайшим безумствам и величайшим благодеяниям: он воплощает идеи в жизнь путем пролития крови и лязга железа. Если бы мы пожелали дать сравнительно-историческую характеристику этого периода, нам пришлось бы повторить главнейшие события всемирной истории:

все они, как показали произведенные сопоставления деятельности солнца и человека, происходили в эпохи напряжения активности первого. В этом периоде имели место величайшие революции и величайшие столкновения народов, начинавшие новые эры в жизни человечества и оправдывавшие этим страшную формулу Гераклита Темного: „Polemos panton esti pater kai basileus" — война отец и царь всего. Параллелизм деятельности двух удаленных одно от другого веществ — солнечной и мозговой материис особенною яркостью и наглядностью проявляется, именно, в течение данного периода.

Здесь мы не можем останавливаться на рассмотрении значительного количества материалов, собранных при исследовании периода максимальной возбудимости. В „Основах Историометрии" этому вопросу уделяется не одна страница. Здесь мы укажем лишь на те главные факторы, наличие которых в массах обусловливает собою возникновение и развитие решающих событий в человеческих сообществах:

1. Возбуждающее действие на массы народных вождей, полководцев, ораторов, прессы и т. д.; 2. Возбуждающее действие настроений и идей, обращающихся в массах; 3. Быстрота возбудимости от единства психического центра;

4. Размер территориального обхвата массовым движением; 5. интеграция и индивидуализация масс.

Никогда влияние вождей, полководцев, ораторов, прессы и пр. не достигает такой огромной силы, как в период максимального напряжения пятнообразовательной деятельности солнца. В этот период иногда бывает достаточно одного вовремя сказанного слова или одного жеста, чтобы двинуть целые армии и народные массы. Одно мановение вождя увлекает под знамена разнородные национальности, входящие в состав государства, противоречащие партии, составляющие сообщество. В эту эпоху слово вождя — крылатое слово — делает изумительное дело: его слушают, ему повинуются, а, между тем, целые потоки увещеваний, раздававшиеся в период минимума на каждом шагу, не могли привести к желанному результату. Теперь даже имя вождя, произнесенное вслух, вызывает могучий подъем воодушевления. Массы идут за вождем слепо, не рассуждая, увлеченные омутом острого возбуждения и экстаза.

Сила влияния вождей механически выдвигает одаренных личностей над массами, не считаясь с традиционными нормами и установившимися законами. И вот, на верхах массовых движений мы видим величайших военных и политических гениев, каких только знавало человечество, духовных вождей, поборников свободы, основателей различных человеческих ассоциаций. Все они, пробившись сквозь толщу народов, как яркие воплощения устремлений масс данного момента, уже возглавляют их и при их помощи кладут начала новым человеческим образованиям, новым формам социальной жизни, новым видам духовных исканий. Подобные выдвижения, как показывает специальное исследование всеобщей истории, могут совершаться лишь в случае единения масс, а последнее наблюдается исключительно в эпохи и моменты усиленной деятельности солнца.

Не менее важное значение имеют идеи, обращающиеся в массах к периоду максимальной возбудимости. В этом случае влияние изустной агитации, а также прессы может приобрести решающее значение на исход того или иного политического или военного движения.

Период максимальной возбудимости, по справедливости, может быть назван периодом выявления лица народных масс и звучанием голоса народа. Историки становятся в тупик перед фактами, указывающими на то, что идеи, о которых не смели говорить год-два тому назад, теперь высказывались открыто и смело; массы становились нетерпеливее, беспокойнее, возбужденнее; они начинали возвышать голос, требовать и вооружаться. Демонстрации делались злобнее и неприязненнее, народные собрания не протекали мирно: массы властно требовали с мечом в руке признания своих решений; порывы более не сдерживались и, немедля подхваченные массами, вели к ниспровержению всего того, что волновало и тревожило умы. Единичные капризы и выходки тотчас становились законом, и каре предавался всякий, кто пытался противоречить им; населением овладевала глубокая ненависть к своим врагам, которые предавались истреблению, будучи парализованы каким-то дивным волшебством.

В период максимальной возбудимости иногда бывает достаточно малейшего повода, чтобы массы воспламенились, подняли восстание или двинулись на войну. Даже один слух, пущенный в обращение массам, может повлечь всеобщее волнение и мятеж. То, что в период минимума вызывает обычно спокойное обсуждение, в рассматриваемое время возбуждает массы и влечет восстания, войны, кровавые эпизоды. Массы жаждут движения, войска сдерживаются с трудом, солдаты склонны к мятежу, народ — к анархии. Словом, возбуждение возрастает необычайно и человеческий организм как-бы требует разряда. Это объясняется тем, что совокупность указанных причин вызывает резкое изменение нервно-психического тонуса масс, повышая их нервно-психическую реакцию на внешние раздражения. Индивиды оказываются не в состоянии подавить своей повышенной рефлекторной возбудимости, обнаруживая очень значительные реакции даже на слабые и ничтожные раздражения.

Записки современников свидетельствуют о поразительной быстроте распространения народных восстаний и массовых движений вообще, имевших место в период максимальной возбудимости. Вот, например, несколько описаний скорости распространения восстаний, почерпнутые из разных источников: восстание охватило страну с необычайною быстротою; в несколько дней были подняты на ноги огромные области; к восставшим присоединялось все население, как по мановению магического жезла; мятеж распространился по государству с быстротой урагана; восстание вспыхнуло почти одновременно в разных частях страны; привлекая под свои знамена огромные толпы народа; гул восстания со скоростью громового удара прокатился над всей страной; пламя международной войны охватило огромные пространства и все народонаселение — от мала до велика приняло участие в восстании. Недаром еще Тит Ливий назвал социальные конфликты "заразительным мором".

Помимо быстроты распространения массовых движений, следует отметить так-же и значительность территориального обхвата. Действительно, восстание, начавшееся где-либо в одном государстве, может, при наличии известных условий, проникнуть и в соседние страны. История знает примеры, когда войны, восстания и другие массовые движения, в небольшой промежуток времени, охватывали огромные пространства — земли многих народов и даже целые континенты.

Основою вышеизложенного является единодушие масс, которое особенно отчетливо обрисовывается в этот период при разрешении каких-либо военных или политических вопросов. Теперь, по одному зову вождя, могут собраться под боевые знамена десятки, сотни тысяч людей, воодушевленных одною мыслью, одним желанием. На месте вражды воцаряется единодушие и общая мысль воспламеняет умы. Это единодушие в период максимального возбуждения способно на чудеса; даже недавние враги и те могут сделаться друзьями, чтобы противостать вместе сильнейшей и грозной опасности или чтобы решить общий и важный для всех вопрос. В такие моменты отчасти стушевывается национальность, партийность, социальное положение; частные распри затихают и все, кто должен, спешит к указанным сборным пунктам. Словом, во имя каких-либо военных предприятий, походов, восстаний и пр. в стране устанавливается полное согласие и мир между противоречивыми и ранее враждовавшими элементами государства. В такие моменты вся страна, как один человек, готова преследовать намеченную цель. Это сознание единства и полной солидарности в массах уничтожает все споры и пререкания. Психическое заражение или взаимовнушение достигает своей наивысшей точки, и массы превращаются в собирательную личность, коллектив индивидуализируется.

Это влечет за собою различные явления, свойственные всякой борьбе, и массовые движения обычно претерпевают аномальные уклонения. Иногда разгар борьбы вскрывает всю обширную область человеческого безумия, неуравновешенности и страсти. Стихийные насилия, ожесточение, остервенение, эпилептическое исступление, жажда мщения, эпидемии убийств, паник, погромов, опустошительных набегов, отчаянных битв, массовых истреблений, кровавых бань, а также мятежи, бунтарства, сопряженные с проявлением фанатизма и героизма, — достигают своего апогея. Массы и толпы могут ликовать при виде самых ужасных насилий, зверств, убийств. Ими изобретаются мучительнейшие казни. Безумие воплощается в жизнь. То, что считалось невозможным и диким в период минимальной возбудимости, в период максимума вполне может идти рука об руку с моралью и возвышенностью преследуемых идеалов. Перед этими порывами и проявлениями как масс, так и отдельных индивидов, вследствие необычайного состояния психического возбуждения, должны заглохнуть чувства опасности, самосохранения, даже инстинкт.

Таким образом, подготовляется почва для решения вопросов всемирно-исторического характера — та почва, на которой воздвигаются системы человеческих сообществ. Здесь происходят события, едва ли имеющие равных себе в прочих периодах историометрического цикла. Мы констатируем факт, что величайшие революции, войны и прочие массовые движения, созидавшие системы государств, полагавшие начало поворотным пунктам истории и колебавшие жизнь человечества на территориях целых материков, стремятся совпадать с эпохою максимального напряжения солнцедеятельности и развить наивысшую интенсивность в моменты его наивысших напряжений.

Исследование исторических событий, имевших место в III периоде, позволило установить ряд фактов, согласно которым период максимальной возбудимости способствует: 1) 06ъединению масс; 2) выдвижению вождей, полководцев, государственных деятелей; 3) торжеству идей, поддержанных массами; 4) максимальному развитию парламентаризма; 5) демократическим и социальным реформам; 6) народовластию, и ограничению единовластия; 7) восстаниям, смутам, бунтам, мятежам, революциям; 8) войнам, походам, экспедициям; 9) эмиграциям, переселениям, гонениям и др. вспышкам массовой деятельности человека.

Иллюстрацией вышеизложенного могут послужить несколько примеров из огромного числа совпадений солнечной и человеческой активности, встречающихся на протяжении всемирной истории.

Цифрами обозначены даты эпох (амплит. 2-3 г.) максимальной деятельности солнца, (по летописям, хроникам и астрономич. данным) вполне синхроничной с важнейшими историческими событиями.

Поворотные пункты всемирной истории:

1492—падение мусульманского ига в Испании; открытие Америки; начало новой истории.

1789—великая Французская революция; начало новейшей истории. 

1917—Революция в России, имеющая всемирно-историческое значение.

Важнейшие восстания и революции:

1306 — великое восстание в Англии;

1358 — --//-- во Франции;

1368 — --//-- в Китае;

1381 — --//-- в Англии;

1525 — --//-- в Германии;

1648 — революция в Англии;

1789 — --//-- во Франции;

1830 — Июльская революция;

1848 — Февральская революция и общеевроп. кризис;

I860 — восстание в Италии;

1870 — Парижская Коммуна;

1905 г., 1917 г. — Революция в России.

Крестовые походы:

1094—96 — I крестов. поход.

1147 — II крестов. поход.

1187 — III крестов. поход.

1194 — IV крестов. поход.

1212 — крестов. поход. детей.

1224 — V крестовый поход.

1270 — VII --//--

VI — крест. поход, начавш. в 1248 г. (минимум) был соверш. не массами, а Людовиком IX с небольшим количеством войск.

Переселения народов:

374; 409; 449—451—452; 568.

 Массовые гонения на евреев:

1093 — Ю. Европа;

1144 — Германия и Италия;

1182 — Франция;

1215 — 3. Европа.

1290 — Англия;

1806 — Франция;

1348 — Европа;

1391—94 — Испания, Франция;

1481 — Испания;

1491—94 — Испания, Литва;

1704 — Украина;

1830 — Европа;

1849 — Европа;

1881—82 — Россия, Венгрия и др.;

Гонения на христиан:

303; 362; 575; и другие.

Кровавые эпизоды всеобщей историй

1185 — избиение латинян в Фессалониках;

1204 — разрушение Византии;

1520 — бойня в Стокгольме;

1560 — резня в Васси;

1572 — Варфоломеевская ночь во Франции;

1588 — Лондонские казни;

1739 — Делийская резня;

1768 — Уманьская резня;

1792 — Сентябрьские убийства (след. minimum в 1799) во Франции;

1860 — резня христиан на Востоке;

1896 — резня в Константинополе и мн. др.

Выдвижение народных и духовных вождей, реформаторов, полководцев, государ. деятелей.

395 — Аларих;

441 — Аттила;

536 — Витигес;

536 — Велизарий;

622 — Магомет;

719 — Карл Мартель;

1096 — Петр Амьенский;

1146 — Бернар Клервосский;

1306 — Роберт Брюс;

1365 — Виклиф;

1367 — Тамерлан;

1381 — Уот Тайлер;

1402, 1412 — Гусс;

1420 — Иван Жижка;

1429 — Ж. д'Арк;

1489 — Савонаролла;

1519—1525 Лютер; Цвингли; Ваза; Мюллер;

1537 — Иг. Лайола;

1605 — Лже-Дмитрий;

1605 — В. Шуйский.

1612 (max. 1615) — Минин; Пожарский;

1625 — Жмайла;

1625 — Ришелье;

1626 — Валленштейн;

1637—1639 — Павлюк; Гуня; Остраница; Александр Лесли;

1648 — Б. Хмельницкий;

1648 — Ол. Кромвелл;

1683 — Евг. Савойский;

1769 — Гайдер-Алиг;

1777 — Лафайет;

1777 — Вашингтон;

1788 — Суворов;

1805 — Веллингтон;

1839 — Шамиль;

1848—1860 — Гарибальди;

1870 — Мольтке;

1870 — Гамбетта;

1917 — Керенский;

1917 — Ленин.

На основании вышеизложенного можно сделать предположение, что такие выдающиеся лица древности, как Мильтиад, Фемистокл, Кимон, Перикл, Лизандр, Пелоцид, Эпаминонд, Ганнибал, Марий, Сулла, Спартак, Кателина, Верцингеторикс, Цезарь, Германик, Цивилис и мн. другие впервые появившись на арене общественной жизни или впервые приобрели общественное значение в эпохи максимумов пятнообразовательной деятельности солнца (По историометрической таблице легко увидеть, что перечисленные лица выдвинулись как раз в серединах концентраций исторических событий.).

Обратим внимание на таб. 2, представляющую собою распределение всех важнейших битв с V в. до Р. Хр. по год Р. Хр.

Таб. 2. Замечательные битвы древней истории.

Годы.

VII и VI в.в.

V в.

IV в.

III в.

II в.

I в.

100

  

496. Регильское Оз.

490. Марафон.

394. Книда и Коронея.

390 р. Аллии.

295. Сентинум.

197.Киноскефалы.

191.Фермопилы.

190. Магнезия.

 

90

  

 

 

 

 

86. Херонея. 

85. Орхомен.

80

 

480. Фермопилы, Артемизия, Саламин

479. Платея, Микалэ.

371. Левктры

280. Гераклея. 

279. Аскулум. 

275. Беневент.

272. Тарент

  

74. Кизик.

72. Сертория.

70

 

466. Эвримедон.

362. Мантинея.

260. Липарские О-ва.

168. Пидиа

69.Тнграноцер66. Евфрат.

60

  

 

 

 

 

 

50

 

 

340. Везувий

333. Херонея

241. Эгатские О-ва.

 

46. Тапс.

45. Мунд.

42. Филиппы.

40

 

434. Актион.

433. Сибот.

334. Граник.

333. Исса.

331. Арбела и Гавгамела.

 

 

30. Анциум.

30

525.Пелузиум.

425.Пилос,Сфактория

422. Амфиполис.

 

225. Теламон. 

222. Селлазия.

 

 

20

 

418. Мантинея

415. Сиракузы

410. Кизик

 

218. Тичино и Требия.

217.Тразиментское оз. и Метавр. 

216. Канны.

212. Сиракузы.

 

 

10

606. Сарак. 604. Kapxeмыш.

406. Аргинусские о-ва.

405. Эгос-Потамос.

401. Кунакс.

301. Ипса

202. Зама.

102.Аква-Секстия. 101. Верцеллы.

  

Расположив даты замечательнейших битв древности за 5 веков по столетиям и десятилетиям, легко усмотреть две бросающихся в глаза закономерности, которые наблюдаются в распределении данных событий во времени. Первая из них заключается в изумительном совпадении цифр, стоящих на месте единиц и десятков, любой исторической даты одного столетия с цифрами, стоящими на месте соответствующих единиц и десятков в исторической дате другого столетия или через одно—два—три столетия. Например:

496 — 394 — 295 — 197

466 — 66

418 — 218

490 — 390 — 191/190

362 — 260

410 — 212

480/479 — 280 279

340 — 241 — 42

606/604 — 406/405

371 — 272 — 74/72

433 — 333/331 — 30

401 — 301 — 202 — 102/101

168 — 69

525 — 425 — 225

Другая закономерность наблюдается в распределении этих же дат в каждом столетии. Оказывается, что даты указанных битв отстоят одна от другой, в большинстве случаев, на числа кратные 10—11 годам, т. е. на промежуток времени между одним и другим максимумом солнцедеятельности. Например:

V век: 490 — 480; 466 — 433; 433 — 425; 425 — 415; 415 — 405;

IV век: 390 — 371; 371 — 362; 362 — 340; 340 — 331; 331 — 301;

III век: 280 — 272; 272 — 260; 260 — 241; 241 — 222; 222 — 212; 212 — 202;

II век: 197—190; 190 — 168; 168 — 102;

I век: 86 — 74; 74 — 66; 66 — 46; 46 — 30.

Возьмем еще несколько примеров, показывающих туже кратность дат многих исторических событий:

375 — 476 (101 г.) — главные волны велик, переселения народов;

622 — 632 ( 10 л.) — эпоха деятельности Магомета;

1224 — 1235 ( 11 л.) — главные волны нашествия татар на Росссю;

1380 — 1480 (100л.) — главные этапы свержения татарского ига;

1389 — 1448 ( 59л.) — гл. этапы борьбы турок с христианским миром; 1-ая и 2-ая битвы на Коссовом поле;

1460 — 1471 ( 11 л.) — гл. этапы войны А. и Б. Розы в Англии;

1481 — 1492 ( 11 л.) — гл. этапы борьбы с маврами в Испании;

1489 — 1498 ( 9 л.) — эпоха деятельности Савонароллы;

1562 — 1572 ( Юл.) — два кровавых эпизода: бойня в Васси И Варфоломеевская Ночь;

1614 — 1789 (max.—max.) — годы двух созывов Etats generaux во Франции; с 1614 г. (max. солнцедеят) по 1789 (max. солнцедеят.) Etats generaux не созывались вовсе;

1702 — 1714 (12 л.) — война за Испанское наследство;

1789 — 1804 (16. л. max.—max.) — конечные этапы республик, строя времени В. Ф. Революции;

1830 — 1848 (max.—max.) — июльская револ. во Франции — февральская револ.

и общеевропейский кризис;

1848 — 1860 (max.—max.) — восстания Гарибальди;

1905 — 1917 (max.—max.) — 1 и 2 революции в России. Подобных примеров можно было бы привести много.

Таким образом, по эпохам максимумов, от максимума до максимума, а иногда и через несколько максимумов, колеблется историческая жизнь народов, следуя директивам космического фактора. Эти колебания можно обнаружить на протяжении всей истории человечества. Если мы, напр., попробуем наметить главные этапы в жизни греческих государств и Рима, то убедимся в замечательном их распределении.

В том же соотношении с деятельностью солнца находятся и все прочие массовые явления, имеющие место в человеческих сообществах, а именно:

1) Образование религиозных, военных, политических, художественных, торговых корпораций, ассоциаций, союзов, лиг, товариществ и пр. Наприм.:

Союз Ломбард ских городов - 1167 (maximum солнцедеят.)

” Ганзейских ” - 1241 (maximum солнцедеят.)

” Швейцарских ” - 1352 (maximum солнцедеят.)

” Швабских ” - 1381 (maximum солнцедеят.)

Камбрейская лига - 1508 (maximum солнцедеят.)

Ратисбонская лига - 1524 (maximum солнцедеят.)

Шмалькальденская лига -1530 (maximum солнцедеят.)

Лига свящ. единения (1576) (maximum солнцедеят.)

(Максим, актив, лиги свящ. един.) - 1587—88 (maximum солнцедеят.)

Аугсбургская лига - 1686 (maximum солнцедеят.)

2) Распространение различных учений - политических, религиозных и пр.; распространение ересей, религиозных смут, паломничества, политических заговоров подчинены той же закономерности. Так напр., социальные теории распространялись, главным образом, в периоды максимальной возбудимости: женевские и лионские анархисты — 1880—82 г.г., парижские и лютихские анарх. — 1892. Проследим в кратких чертах историю революционного движения в России в прошлом столетии (по проф. А. Туну и др.).

1815 — “Арзамас”; 1816 (max.) — первое в России политическое об-во; 1817 — первое в России тайное об-во (Пестель); 1825 (нач. назр. max.) — восстание декабристов: 1837 (max.) — кружок Станкевича: 1848 (max.) — кружок Петрашевского; 1861 (max.) — освобождение крестьян; 1862 — волнения в России; 1868 (min. сонцед.) — закрытие журн. “Колокол”, вследствие падения тиража до min.; 1869 — (max.) в 1870 г.—нач. распростран. социалистич. учений; 1870 — “Народное дело;” краткое возрожден. “Колокола”. Кружок Чайковского; 1871—Нечаевский процесс; 1872—деят. Бакунина и Лаврова; начало эпохи “хождения в народ”; об-во Долгушина; 1875 (к minimum'y) — дезорганизация социалистич. пропаганды в России; 1876—77—“Земля и Воля”, “Общее дело”; 1878—9 — назревание солнечной деятельности ознаменовалось переходом к терроризму; 1879 — нач. основ, рев. раб. организации под руков. Исп. Комитета; 1880—81 (к max.) оживление рев. Движения в России: крестьянские волнения, бунты, вооруженные сопротивления полиции и войскам, покушения, убийства, массовые еврейские погромы; 1879—1882 — возникают революцией. органы: “Народ. Воля”, “Черный передел”, “Зерно”; “Вольное Слово”, “Правда”, “Балтийский федералист” и др.; 1887 (к min.)—1895 — затишье револ. движ. в России.

3) Локализация возбуждения на различных идеях, а также на увеселениях, зрелищах и пр. Напр., идеи всех 8 крестовых походов, без исключения, получили свое начало и особенно интенсивно распространялись в периоды максимального напряжения деят. солнца. Идея о светопреставлении, долженствовавшим произойти в 1000 году нашей эры, начала волновать мир средневековья еще за 10 лет до ожидавшегося события (993 г.—max.). Идея о “мире Господнем”, возникшая в 1030 (max.), распространилась по всей Еоропе в 1040 (max.). фронда во Франции 1648—1653 г.г. (max.); процесс Дрейфуса 1894-96 г.г. (max.) и мн. др.

4) Массовые болезненные проявления нервно-психической деят. человека развиваются, главн. образом, в эпохи напряжения пятнообразования. Напр.:

1374 г. — Виттова пляска;

1500 г. — Увертетская психич., эпидемия;

1630 г. — психическая эпид. в Мадриде;

1642 г. — психическая эпид. в Лувье;

1728 г., 1738 г Сен-Медарская психич., эпидемия (Вопрос о зависимости развития психических эпидемий от солнцедеятельности излагается нами в отдельном труде.).

 

5) Нельзя также не отметить того факта, что патологические эпидемии и пандемии чрезвычайно часто совпадают с периодом максимума.

Остановим наше внимание на развитии эпидемий холеры (cholera asiatica).

Исторические сведения о холере невелики.

Ozanam утверждает, что холера была известна еще во времена Гиппократа, свирепствовала, главным образом, в Китае, когда и была описана китайским врачом Iang-Chon-Ко. По Haeser'y эпидемия холеры захватила в первой половине XI в. значительные области в Индии, часть азиатского материка и появилась в Константинополе.

Первые точные указания об опустошительных эпидемиях холеры в XIV в. мы находим у персидских писателей между 1364 и 1376 г.г. Русские летописи упоминают о наблюдениях солн. пятен в 1365 г. Китайские летописцы (по Hiragama) говорят о больших пятнах на солнце, виденных невооруженным глазом в 1370 г., т.е. как раз в период сильнейшего разгара холерных эпидемий, описанных персами. По Riegler'y эпидемия холеры появилась в Константинополе, Сирии, Аравии, Египте незадолго до завоевания Византии турками.

Французский путешественник Sonnerat описал опустошительную эпидемию холеры в Индии, где она в течение трех лет с 1768 г. по 1771 г. унесла около 60000 жертв. Увеличение солнечной деятельности отмечено Штаудахером (Jean Gaspard Staudacher) в Нюрнберге и друг. наблюдателями в 1769 г., т.-е. точно в период распространения холеры в Индии. Несомненны данные о значительных эпидемиях холеры на Коромандельском берегу в 1774—1780 г.г. Maximum солнцедеятельности отнесен к 1778 году. Известна эпидемия в Транквебаре, Мадрасе и пр. местах Индии в 1787—1790 г.г. Maximum пятнообразования отмечен астрономами в 1788 году.

Приблизительно с этого времени, благодаря развитию медицинских знаний, ведется строгий учет эпидемических распространений холеры, которая периодически совершает кругосветные путешествия и систематически посещает Европу, куда заглянула впервые в 1830 г. (max. солнцедеят.), если не считать кратковременного быстро потухшего пребывания ее в г. Астрахани в 1823 г. (min.солнцедеят.).

При исследовании распространения холерных эпидемий и пандемий (т. е. всеобщих эпидемий) мы придерживались порядка, принятого ныне в медицинской эпидемиологии, хотя следует заметить, что разделение движений холеры на какие-либо периоды не вполне точно. Дело в том, что холера никогда не исчезает с лица земли, а лишь по временам затихает, сосредоточившись в каком-либо участке, чтобы снова с прежнею силою завоевать огромные пространства. Вот эти-то периоды затишья поразительно совпадают с затишьем пятнообразовательной деят. солнца. Наоборот, при увеличении жизнедеятельности светила, холерные эпидемии иногда принимают всеобщий, угрожающий характер.

Сказанное с достаточною ясностью выражено в таблице 3, заимствованной, в некотором сокращении, из нашего специального исследования данного вопроса.

Таб. 3. Соотношение между развитием пандемий холеры в XIX ст. и пятнообразовательною деятельностью солнца.

Пятнообразовательная деятельность солнца.

 

пан-

демии

Холерные пандемии.

Maximum.

Minimum.

Начало пандемии.

Период максимального распространения пандемии.

Конец пандемия.

1816

1823

1

1816

1817

1828

1829

1833

2

1827

1829-31

1833 +

1837

 

 

 

+ 1837

 

1848

1856

3

1844

1848

1857

1860

1867

4

1863

1863-66

1875

1870

1878

 

 

1870-72

 

1883

1889

5

1883

1883-86

1889

1894

1900

6

1890

1892,94

 Чумные эпидемии и пандемии несколько уклоняются от точной одновременности с ходом периодических процессов на солнце, но статистический подсчет свидетельствует, что состояние солнца и связанное с ним состояние человечества также отражается на развитии и распространении чумных микроорганизмов. За период времени в несколько столетий пандемии чумы совпадали с эпохою максимумов солнцедеятельности около 30 раз, с эпохою минимумов — 8 раз; между макс.—мин, — 6 раз и между мин.—макс. — 2 раза (Исследование этого вопроса нами еще не закончеао.).

Сильнейшие эпидемии инфекционных болезней, как показали произведенные сопоставления, также очень часто совпадают с максимумами активности солнца.

А. Л. Чижевский “Физические факторы исторического процесса.”


Дмитрий Солнцев solncev@narod.ru

Hosted by uCoz