Т. Субба Роу

ДВЕНАДЦАТЬ ЗНАКОВ ЗОДИАКА

Деление Зодиака на различные знаки восходит к незапамятной древности. Оно получило всемирное признание и встречается в астрологических системах различных народов. Изобретение Зодиака и его знаков приписывалось различными знатоками древности разным народам. Некоторые утверждают, что вначале было всего лишь десять знаков, но позднее один из них был разделен на два отдельных знака и что к этому числу был добавлен еще один, новый знак, чтобы сделать эзотерическое значение данного деления более глубоким и в то же время еще надежнее скрыть его от непосвященной публики. Весьма возможно, что подлинная философская концепция этого деления обязана своим происхождением какому-то определенному народу и что наименования, данные различным знакам, могли быть впоследствии переведены на другие языки. Однако основная цель этой статьи заключается не в том, чтобы определить, какому именно народу принадлежит честь изобретения знаков Зодиака, а в том, чтобы определить — в некоторой степени — истинный философский смысл, заключенный в них, а также метод, позволяющий раскрыть прочие их значения, все еще остающиеся тайными. И все же из того, что будет здесь сказано, можно сделать вывод, что, подобно многим другим философским мифам и аллегориям, Зодиак и его знаки обязаны своим изобретением Древней Индии.

Что же, в таком случае, послужило подлинным источником происхождения этих знаков; и какова та философская концепция, которую Зодиак и его знаки должны были олицетворять? Указывают ли различные знаки только на форму или конфигурацию разных созвездий, включенных в это деление, или же они — просто маскировка, предназначенная для сокрытия некоего сокровенного значения? Первое предположение абсолютно неприемлемо по двум причинам, а именно:

I. Индусы были знакомы с прецессией точек равноденствия, в чем легко можно убедиться, прочитав их труды по астрономии и изучив составленные индусскими астрономами календари. Следовательно, они были вполне осведомлены о том факте, что созвездия в различных подразделениях Зодиака вовсе не являются неподвижными. И потому они не могли приписывать определенные формы этим перемещающимся группам соседствующих друг с другом звезд, называя их подразделениями Зодиака. Но названия, обозначающие зодиакальные знаки, все время оставались неизменными. Поэтому мы должны заключить, что названия, данные различным знакам, не имеют никакого отношения к конфигурациям созвездий, в них включенных.

II. Названия, данные этим знакам древними санскритскими авторами, в их экзотерическом или буквальном значении выглядят следующим образом:

Названия знаков   Их экзотерические, или буквальные, значения
1. Меша — Баран, или Овен.
2. Ришабха — Бык, или Телец.
3. Митхуна — Близнецы (мужчина и женщина).
4. Каркатака — Краб, или Рак.
5. Симха — Лев.
6. Канья — Дева.*
7. Тула — Весы.
8. Вришчика — Скорпион.
9. Дханус — Лучник, или Стрелец.
10. Макара — Крокодил, или Козерог.
11. Кумбха — Водонос, или Водолей.
12. Мина — Рыба, или Рыбы.

Формы созвездий, включенных в состав Зодиака, в то время, когда впервые было произведено разделение знаков, отнюдь не походили на формы зверей, пресмыкающихся и прочих объектов, обозначаемых данными им названиями. В истинности этого утверждения можно убедиться, изучив формы этих созвездий. Если только форма крокодила** или рака не будет заблаговременно вызвана фантазией наблюдателя, то очень мала вероятность, что сами звезды подскажут его воображению именно эту фигуру на синем куполе звездного небосвода.

__________
* Дева-Скорпион — когда никто, за исключением посвященных, не знал, что знаков на самом деле 12. Тогда за Девой-Скорпионом для непосвященного следовал Стрелец. В середине, или в точке пересечения, где теперь стоят Весы, и рядом со знаком, называемым теперь Дева, были вставлены 2 мистических знака, которые оставались неизвестными для непосвященных. — Ред. "Theosophist" (редактором в те времена была Е. П. Блаватская).
** Это созвездие никогда и не называлось Крокодилом западными астрономами, которые описывали его как рогатого козла и называли соответственно Козерогом. — Ред. "Theosophist".

Значит, если сами созвездия не имеют ничего общего с происхождением названий, которыми обозначены зодиакальные деления, то мы должны искать какой-то другой источник, который мог вызвать появление этих наименований. И, следовательно, моей целью становится частичное раскрытие той тайны, которая связана с этими зодиакальными знаками, а также выявление части той возвышенной концепции древней индусской философии, которая их породила. Знаки Зодиака обладают более чем одним значением. Прежде всего, они представляют различные стадии эволюции — вплоть до того времени, когда нынешняя материальная Вселенная с ее пятью элементами вступила в свое проявленное существование. Как заявляет во втором томе своего замечательного труда автор "Разоблаченной Изиды", "необходимо повернуть ключ семь раз", чтобы понять всю философию, лежащую в основе этих знаков. Но я поверну его лишь один раз и передам содержание только первой главы Истории Творения. К большому счастью, санскритские названия, отнесенные к различным делениям Зодиака арийскими философами, содержат внутри самих себя ключ к разгадке этой проблемы. Те из моих читателей, которые хотя бы немного изучали древние индийские "Мантра-шастры" и "Тантра-шастры",* наверняка заметили, что очень часто санскритские слова образованы так, чтобы передать определенное скрытое значение с помощью известных, заранее разработанных методов и условных обозначений, тогда как их буквальный смысл представляет собою нечто совершенно отличное от подразумеваемого значения. Ниже изложены некоторые правила, которые могут помочь исследователю раскрыть глубинное значение древней санскритской терминологии, встречающейся в древнеарийских мифах и аллегориях:

1. Найдите синонимы исследуемого слова, имеющие также и другие значения.

2. Найдите числовое значение составляющих слово букв, пользуясь методами, изложенными в древних тантрических сочинениях.

3. Исследуйте древние мифы и аллегории, если таковые имеются, связанные с разбираемым словом.

4. Переставьте различные слоги, составляющие это слово, и исследуйте образующиеся при этом новые комбинации, их значения и т.д., и т.п.

__________
* Сочинения, посвященные заклинаниям и магии.

А теперь я применю некоторые из вышеизложенных правил к названиям двенадцати знаков Зодиака.

I. Меша. Один из синонимов этого слова — Аджа. Сейчас Аджа буквально означает нечто, не имеющее рождения, и в некоторых частях упанишад служит эпитетом Вечного Брахмана. Таким образом, первый знак предназначен для обозначения Парабрахмана — самосущей, вечной и самодостаточной причины всего.

II. Ришабха. Это слово употреблено в нескольких местах в упанишадах и Ведах со значением пранава (Аум). Шанкарачарья таким же образом разъяснял его в некоторых частях своего комментария.

III. Митхуна. Как ясно указывает само слово, этот знак предназначен для обозначения первого гермафродита — Ардханаришвары, двуполой сефиры Адама Кадмона.

IV. Каркатака. Если слоги этого слова превратить в соответствующие числа, согласно общераспространенному методу преобразования, столь часто упоминаемому в "Мантра-шастре", то оно будет представлено как IIII. Следовательно, этот знак предназначен для того, чтобы олицетворять священную Тетраграмму, Парабрахматараку; пранаву, разделившуюся на четыре отдельных существа, соответствующие её четырем матрам; четыре авастхи, а именно: джаграта авастха (бодрствование), свапна авастха (сон), сушупти авастха (глубокий сон) и турия авастха (последняя стадия, т.е. нирвана, — пока что в потенциале); четыре состояния Брахма, называемые Вайшванара, Теджаси (или Хиранъягарбха), Праджня и Ишвара и олицетворяемые Брахмой, Вишну, Махешварой и Садашивой; четыре аспекта Парабрахмана: стхула, сукшма, биджа и сакши; четыре стадии, или состояния, священного слова, называемые пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари; Наду, Бинду, Шакти и Калу. Этот знак завершает первую четверку.

V. Симха. Это слово заключает в себе целый оккультный мир; и было бы неблагоразумно с моей стороны раскрывать прямо сейчас все его значения. В данном случае будет достаточно дать общее представление о его смысле.

У него есть два синонима — Панчасья и Хари, и его номер в порядке зодиакальных делений (а это пятый по счету знак) ясно указывает на первый из них. Этот синоним — Панчасья — показывает, что данный знак служит для обозначения пяти Брахм, а именно: Ишаны, Агхоры, Татпуруши, Вамадэвы и Садйоджаты (пять будд). Второй синоним указывает на то, что это Нараяна, Дживатма, или Пратьягатма. ("Сукхарахасья-упанишада" указывает на то, что древнеарийские философы рассматривали Нараяну как Дживатму.* Вайшнавы могут не признавать этого. Но, будучи адвайтистом, я рассматриваю Дживатму как идентичную с Параматмой в её подлинной сущности, т.е. если отбросить её иллюзорные атрибуты, которые создаёт аджняна, или авидья, — невежество.) Дживатма не случайно помещена в пятом знаке, считая от Меши, так как пятый знак есть путрастхана, или дом сына, согласно законам индусской астрологии. Рассматриваемый знак символизирует Дживатму, являющуюся, так сказать, сыном Параматмы. (Я могу также добавить, что он символизирует истинного Христа, помазанный чистый дух, хотя миссионеры могут неодобрительно отнестись к этому толкованию.)** А еще я добавлю здесь, что если не постичь в полной мере природу этого знака, то невозможно понять истинный порядок следующих трёх знаков и их исчерпывающее значение. Элементы, или сущности, имеющие лишь потенциальное существование в этом знаке, становятся отдельными, самостоятельными сущностями в следующих трех. Их объединение в единое существо ведет к разрушению феноменальной вселенной и признанию чистого духа, тогда как их разделение дает противоположный эффект. Оно ведет к материальному, ограниченному земному существованию и создает целую картинную галерею авидьи (невежества) или майи (иллюзии). Если правильно понять истинную орфографию названия, которым обозначается рассматриваемый знак, то легко будет заметить, что следующие три знака вовсе не являются тем, чем должны быть. Канья, или Дева, и Вришчика, или Скорпион, должны составлять один единственный знак; а Тула должна следовать за этим упомянутым знаком, если вообще необходимо иметь отдельный знак с таким названием. Но разделение Каньи и Вришчики было достигнуто путем подстановки знака Тула между ними. Цель данного разделения будет ясна после рассмотрения значений этих трех знаков.

__________
* В её низшем, или наиболее материальном, состоянии как жизненный принцип, одушевляющий материальные тела животного и растительного миров, и т.д. — Ред. "Theosophist".
** Несмотря на это, оно вполне справедливо. Дживатма в микрокосме (человеке) есть та же духовная сущность, которая одушевляет Макрокосм (Вселенную); дифференциация, или специфическое различие между двумя этими дживатмами, представляет собою лишь два состояния, или вида, одной и той же Силы. Следовательно, "этот сын Параматмы" есть вечная корреляция Причины-Отца. Пуруша, появляющийся, как Брахман, из "золотого яйца" и становящийся Вираджей — Вселенной. Мы "все родились от Адити из воды" ("Гимны Марутам", X, 632), и "Бытие родилось из не-бытия" (Ригведа, мандала 1, сукта 166). — Ред. "Theosophist".

VI. Канья означает "дева" и символизирует Шакти, или Махамайю. Этот знак представляет собой шестую раши, или деление, и указывает на то, что в Природе существуют шесть первичных сил. Эти силы имеют различные групповые варианты названий в санскритской философии. Согласно одной системе обозначений, их называют следующими именами: 1) парашакти; 2) джнянашакти; 3) иччхашакти (сила воли); 4) крийяшакти; 5) кундалинишакти; 6) матрикашакти.* Эти шесть сил в их совокупности представлены астральным светом.**

__________
* Парашакти: буквально — великая, или верховная, сила, или власть. Она обозначает и включает в себя силы света и тепла.
Джнянашакти: буквально — сила интеллекта, или сила истинной мудрости или знания. Она имеет два аспекта:
I. Ниже перечислены некоторые ее проявления, имеющие место в тех случаях, когда она действует под влиянием или под властью материальных ограничений:
а) способность разума интерпретировать наши ощущения; б) его способность воспроизводить прошлые идеи (память) и строить планы на будущее; в) способность разума, проявляющаяся в том, что современные психологи называют "законами ассоциации", и позволяющая ему устанавливать устойчивые связи между различными группами ощущений и возможностями ощущения и создавать таким образом представление или мнение о том или ином внешнем объекте; г) и его же способность связывать воедино наши идеи таинственными узами памяти и создавать вследствие этого ощущение личности, или индивидуальности.
II. Далее упомянуты некоторые проявления этой силы, свойственные ей, когда она свободна от оков материи:
а) ясновидение; б) психометрия.
Иччхашакти: буквально — сила воли. Ее самым обычным проявлением является создание определенных нервных потоков, приводящих в движение мускулы, необходимые для достижения поставленной цели.
Крияшакти: таинственная сила мысли, позволяющая последней создавать внешний, осязаемый, феноменальный результат с помощью собственной, присущей ей энергии. Древние считали, что всякая идея непременно проявится внешне, если достаточно интенсивно сконцентрировать на ней свое внимание. Аналогичным образом за очень сильным желанием следует, как правило, желаемый результат.
Йоги обычно творят свои чудеса с помощью иччхашакти и крияшакти.
Кундалинишакти: буквально — сила, которая движется "змейкой", или по спирали. Это универсальный жизненный принцип, проявляющийся повсюду в природе. Эта сила заключает в себе две великие силы — притяжения и отталкивания. Разновидностями её проявления являются электричество и магнетизм. Это сила, вызывающая то "постоянное приспосабливание внутренних связей к связям внешним", которое составляет суть жизни, согласно Герберту Спенсеру; то "постоянное приспосабливание внешних связей к связям внутренним", которое составляет суть переселения душ, или пунарджанмы (перерождения), согласно учениям древних индуистских философов.
Для того чтобы достичь мокши, йог должен в совершенстве овладеть этой силой, которая, по сути дела, тождественна великому библейскому змию.
Матрикашакти: буквально — сила букв, или речи, или музыки. Всё содержание древней "Мантра-шастры" заключает в себе эту силу, представленную в ней во всех своих проявлениях. Сила Слова, о котором говорит Иисус Христос, тоже является проявлением этой шакти. А венцом этой шакти становится сила таинственного, невыразимого Имени.
Современная наука лишь частично изучила первую, вторую и пятую из вышеназванных сил, тогда как с остальными она не знакома вовсе.
** Уже само название Канья (Дева) показывает, как все древние эзотерические системы согласуются во всех своих основных доктринах. Каббалисты и герметические философы называют астральный свет "небесной, или божественной. Девой". Астральный свет в своем единстве является седьмым. Отсюда семь принципов, рассеянных в каждом существе, или шесть и один — два треугольника и венец. — Ред. "Theosophist".

VII. Тула. Будучи представленным в виде чисел, в соответствии с вышеупомянутым методом, это слово превращается в 36. Таким образом, этот знак, очевидно, предназначен для обозначения 36 таттв. (Число таттв разнится в представлениях различных философов; но большинство шактейев и некоторые древние риши, такие, как Агастья, Дурваса, Парашурама и др., указывали, что число таттв — именно 36.) Дживатма отличается от Параматмы или, излагая то же самое другими словами, "Баддха" отличается от "Мукты"* тем, что первая, так сказать, заключена в этих 36 таттвах, тогда как другая — свободна. Этот знак приготавливает путь земному Адаму — Наре. И как символ Нары он совершенно правильно помещен на месте 7-го знака.

__________
* Так же, как Бесконечное отличается от конечного, а Необусловленное — от обусловленного. — Ред. "Theosophist".

VIII. Вришчака. Древними философами указано, что солнце, когда оно расположено в этой раши, или знаке, называется именем Вишну (см. 12-ю скандху "Бхагаваты"). Этот знак предназначен для обозначения Вишну. Вишну буквально означает то, что расширяется, — расширяется как Вишва, или вселенная. Собственно говоря, Вишва это и есть Вишну (см. комментарий Шанкарачарьи к "Вишнусахасранаме"). Я уже намекал на то, что Вишну символизирует свапна авастху, или состояние сна. А рассматриваемый знак, собственно, означает вселенную в мыслях или вселенную в божественном представлении.

Он правильно помещен как знак, противоположный Ришабхе, или пранаве. Анализ, начиная от пранавы и далее вниз, ведет к универсуму мысли; тогда как синтез от последнего вверх ведет к пранаве (Аум). Теперь мы подошли к идеальному состоянию вселенной, предшествующему ее вхождению в материальное существование. Расширение биджи, или первоначального зародыша, во вселенную возможно лишь тогда, когда 36 таттв* помещены между майей и дживатмой. Состояние сна вызывается действием этих таттв. Именно существование этих таттв служит причиной существования Хамсы. Устранение этих таттв отмечает начало синтеза в сторону пранавы и Брахмы и превращает Хамсу в Сохам. Поскольку необходимо было отобразить различные стадии эволюции — от Брахмы вниз до материальной вселенной, — то эти три знака: Канья, Тула и Вришчика — как раз и были размещены в том порядке, в каком они теперь стоят, как три отдельных зодиакальных созвездия.

__________
* 36 — это трижды 12, или 9 тетрактисов, или 12 триад — наиболее священное число в каббалистической и пифагорейской нумерологии. — Ред. "Theosophist".

IX. Дханус (Стрелец). Представленное в виде чисел, это название эквивалентно 9, а рассматриваемый раздел как раз и является 9-м, считая от Меши. Следовательно, этот знак ясно указывает на девять Брахм — девять Праджапати, которые помогали Демиургу в созидании материальной вселенной.

X. Макара. Имеются некоторые трудности в истолковании этого слова; но, несмотря на это, оно содержит в самом себе ключ к правильной интерпретации. Буква ма равнозначна числу 5, а кара означает рука. На санскрите трабхуджа означает треугольник, а бхуджа или кара (слова-синонимы) употребляются в значении "одна сторона". Таким образом, Макара, или Панчакара, означает пятиугольник.*

__________
* См. статью "Пятиконечная Звезда" в августовском номере (1881 г.), где сказано, что пятиконечная звезда, или пентаграмма, символизирует пять конечностей человека. — Ред. "Theosophist".

Далее, Макара — это 10-й знак, а термин Дашадиша обычно употребляется санскритскими авторами для обозначения граней, или сторон, вселенной. Рассматриваемый знак, таким образом, должен отображать грани вселенной и указывать на то, что форма вселенной ограничена пятиугольниками. Если мы примем эти пятиугольники за правильные (на том основании или предположении, что вселенная сконструирована симметрично), то формой материальной вселенной, таким образом, будет двенадцатигранник — геометрическая модель, имитируемая Демиургом при создании этой вселенной. Если Тула была изобретена позже и если вместо трех знаков — Канья, Тула и Вришчика — прежде существовал лишь один знак, объединявший в себе Канью и Вришчику, то в старой системе рассматриваемый знак был восьмым; и важным фактом является то, что санскритские авторы обычно говорят также об аштадиша, или восьми гранях, ограничивающих пространство. Вполне возможно, что число диша изменилось с восьми до десяти, когда первоначально существовавший знак Дева-Скорпион был разделен на три отдельных знака.

Опять-таки, кару можно рассматривать как обозначение выступающих треугольников пятиконечной звезды. Эту фигуру также можно назвать своего рода правильным пятиугольником (см. Todhunter, "Spherical Trigonometry", c. 143). Если принять это толкование, то данная раши, или знак, олицетворяет "микрокосм". Но "микрокосм", или мир мысли, по-настоящему представлен Вришчикой. С объективной точки зрения "микрокосм" представлен человеческим телом. Макара может рассматриваться как одновременно олицетворяющий микрокосм и Макрокосм как внешние объекты восприятия.

В связи с этим знаком я хотел бы указать на несколько важных фактов, которые я представляю на рассмотрение тех, кто интересуется изучением древних оккультных наук Индии. Древние философы обычно полагали, что Макрокосм похож на микрокосм тем, что тоже имеет стхулашариру и сукшмашариру. Видимая вселенная — это стхулашарира Вишвы, но древние философы считали, что субстратом этой вселенной является другая вселенная — вероятно, мы можем назвать ее вселенной астрального света — реальная вселенная ноуменов, так сказать, душа этой видимой вселенной. В некоторых фрагментах Вед и упанишад смутно намекается на то, что эту скрытую вселенную астрального света следует представлять себе двадцатигранником. Между двадцатигранником и двенадцатигранником существует весьма необычная и интересная связь, хотя эти фигуры кажутся очень непохожими одна на другую. Эту связь можно увидеть в нижеизложенной геометрической конструкции.

Опишите сферу вокруг двадцатигранника, от центра сферы проведите перпендикуляры к его граням и продолжите их до соприкосновения с поверхностью сферы. Теперь, если соединить эти точки пересечения, то внутри сферы образуется двенадцатигранник. Аналогичным способом из двенадцатигранника можно построить двадцатигранник. (См. Todhunter, "Spherical Trigonometry", с. 141, art. 193.) Сконструированная вышеуказанным образом фигура представит материальную вселенную и вселенную астрального света в том виде, в каком они существуют на самом деле. Однако я не буду сейчас рассказывать о том, как вселенную астрального света можно рассматривать в символическом свете двадцатигранника. Скажу лишь, что на эту концепцию арийских философов не следует смотреть как на пустую "теологическую болтовню" или же на порождение необузданной фантазии. Истинное значение рассматриваемой концепции может быть, как мне кажется, разъяснено ссылкой на психологию и естественные науки древних. Но тут я должен остановиться, чтобы перейти к рассмотрению оставшихся двух знаков.

XI. Кумбха (или Водолей). Переведенное в числа, это слово эквивалентно 14. При этом легко заметить, что рассматриваемое подразделение предназначено для обозначения чатурдаса бхуванам, или четырнадцати лок, о которых говорится в санскритских книгах.

XII. Мина (или Рыбы). Это слово, если, опять-таки, записать его цифрами, означает 5 и, очевидно, предназначено для передачи представления о панчамахабхутах, или пяти элементах. Этот знак также подсказывает, что вода (не обычная вода, а универсальный растворитель древних алхимиков) является наиболее важным среди этих элементов.

Итак, я выполнил задачу, которую брал на себя при написании данной статьи. Моя цель заключалась не в том, чтобы разъяснить древнюю теорию эволюции, но только в том, чтобы показать связь между этой теорией и зодиакальными делениями. Я раскрыл здесь лишь малую толику философии, заключенной в этих знаках. Покров, который был искусно наброшен древними философами на определенные фрагменты тайны, связанной с этими знаками, никогда не будет приподнят ради забавы или наставления непосвященной публики.

Суммируя факты, изложенные в данной статье, содержание первой главы истории Вселенной сводится к следующему:

1) Само-сущий, вечный Брахма.

2) Пранава (Аум).

3) Андрогинный Брахма, или двуполая сефира Адам Кадмон.

4) Священный Тетраграмм — четыре матры пранавы — четыре авастхи — четыре состояния Брахмы — Священная Тарака.

5) Пять Брахм — пять Будд, в своей совокупности представляющих Дживатму.

6) Астральный свет — Святая Дева — шесть сил в природе.

7) Тридцать шесть таттв, рожденных авидьей.

8) Вселенная в мысли — свапна авастха — микрокосм, рассматриваемый с субъективной точки зрения.

9) Девять Праджапати — помощники Демиурга.*

10) Форма материальной вселенной в воображении Демиурга — двенадцатигранник.

11) Четырнадцать лок.

12) Пять элементов.

История творения этого мира от его начала и до наших дней насчитывает семь глав. И седьмая глава еще не дописана.


Трипликейн, Мадрас,
14 сентября 1881 г.


__________
* Девять каббалистических сефиротов, исходящих из сефиры; 10-й и главный сефирот — идентичны. Три троицы, или триады, вместе со своим излучающим принципом образуют пифагорейскую мистическую декаду — сумму всего, что составляет Космос. — Ред. "Theosophist".


Перевод Ю. Хатунцева


Дмитрий Солнцев solncev@narod.ru

Hosted by uCoz